Мы ВКонтакте

СПАМ: юридические аспекты

Как утверждают открытые источники в сети Интернет, слово «спам» (SPAM) появилось еще в 1936 году как название свиных консервов компании «Hornel Foods» (англ. Shoulder of Pork and Ham – «свиные лопатки и окорока»). Использование слова «спам» для обозначения назойливой рекламы берет свое начало от знаменитого одноименного скетча известного шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» (1969). Смысл скетча сводится к тому, что в одном кафе все блюда в меню содержат SPAM, некоторые даже по нескольку раз. Когда главный герой скетча, пришедший в это кафе вместе с женой, просит принести ему блюдо без SPAM, официантка предлагает ему блюдо с «небольшим количеством SPAMа». Посетитель возмущается, и хор викингов, сидящих за соседними столиками, начинает петь хвалебную песню SPAMу, после чего скетч погружается в хаос. В титрах к именам действующих лиц также было добавлено слово SPAM. В общей сложности это слово упоминается в скетче более ста раз. В 1986 г. в конференциях Usenet появилось множество одинаковых сообщений от некоего Дэйва Родеса, который рекламировал новую финансовую пирамиду. Заголовок гласил: «Заработай кучу денег», а в письмах содержалась инструкция, как это сделать. Автор с завидным упорством продолжал дублировать свои тексты, и они настолько приелись подписчикам, что их стали сравнивать с рекламируемыми в скетче консервами. Так за словом «спам» закрепилось новое значение, позднее перешедшее в компьютерную терминологию для обозначения назойливых рекламных рассылок.

С течением времени и развитием рекламных технологий проблема спама стала носить глобальный, международный характер, что повлекло необходимость правового урегулирования данного вопроса.

Первым государством, которое прибегло к законодательным ограничениям, касающимся распространения спама, стали США. Начиная с 1998 года в различных штатах стали появляться специальные законы о спаме. Они предусматривают обязательность идентификации отправителя и наличия механизма отписки (т. е. отказа от дальнейшего получения подобных сообщений), а также запрещение фальсификации заголовков писем. В основном законы направлены против коммерческого спама, но в ряде штатов запрещен и некоммерческий спам (Коннектикут, Иллинойс, Луизиана, Вирджиния). За нарушение данных законодательных ограничений установлена уголовная (штраф до $10000 или лишение свободы на срок до 5 лет) и гражданско-правовая ответственность (возмещение получателю по $500 за каждое сообщение и провайдеру до $25000 за день рассылки).

  

Законы США достаточно жестко регулируют вопросы распространения спама, с различными санкциями в отношении нарушителей (вплоть до лишения свободы) 

Позднее этот опыт США был перенят европейскими странами. В Норвегии запрещен прямой маркетинг с использованием электронной почты без предварительного согласия на него получателя информации.

В Финляндии с 1999 г. действует закон, согласно которому разрешается рассылать информацию только предварительно подписавшимся на нее физическим лицам.

В Австрии внесены поправки в Закон «О телекоммуникациях», которые позволяют в случае рассылки спама требовать от его отправителя сумму возмещения ущерба в размере до 500000 австрийских шиллингов, а в Италии за те же действия установлена сумма возмещения ущерба от 500 до 5000 евро.

Украиной также был перенят международный опыт правового регулирования данного явления.

Так, в украинском законодательстве термин «спам» получил свое определение в 2005 году в Правилах предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 09.08.2005 № 720. Согласно этому определению, «спамом» называются электронные сообщения, предварительно не заказанные потребителями, которые или являются массовыми, или в которых не приведены достоверные сведения о полном названии, собственном почтовом или электронном адресе заказчика или отправителя сообщений, или последующее получение которых потребитель не может прекратить путем информирования об этом заказчика или отправителя. 

  

Таким образом, основным признаком спама является то, что сообщение предварительно не заказано потребителем (получателем) 

При этом одного указанного признака недостаточно для того, чтобы сообщение было квалифицировано как спам. Для этогонеобходимо также наличие хотя бы одного из следующих признаков:

– сообщение является массовым;

– в сообщении отсутствуют достоверные сведения о полном названии, собственном почтовом или электронном адресе заказчика или отправителя сообщения;

– последующее получение сообщения не может быть прекращено получателем путем информирования об этом заказчика или отправителя.

Пунктом 434 Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг установлено, что потребитель (абонент) не может, в частности, заказывать и предлагать рассылку спама, рассылать спам.

Нарушение Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг, согласно пункту 16 этих же Правил,является основанием для сокращения или прекращения предоставления потребителю (абоненту) телекоммуникационных услуг.

Однако законодательство Украины содержит и более строгие санкции за рассылку спама. В частности, статьей 3631Уголовного кодекса Украины предусмотрена уголовная ответственность за умышленное массовое распространение сообщений электронной связи, осуществляемое без получения предварительного согласия адресатов, что привело к нарушению или прекращению работы электронно-вычислительных машин, автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи, в виде штрафа от 8500 до 17000 гривен или ограничения свободы (не путать с лишением свободы) до трех лет.

  

Действующее в Украине законодательство не обошло своим вниманием вопросы незаконной рассылки спама. Санкции – от штрафа в 8,5 тыс. грн. до ограничения свободы сроком до трех лет 

Если же эти действия были совершены повторно или сговорившейся группой лиц и привели к причинению значительного ущерба, то к лицам, совершившим такие действия, могут быть применены санкции в виде ограничения или лишения свободы на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет с конфискацией программных или технических средств.

 

ВЫВОД:

Несмотря на всю грозность предусмотренных санкций, в Украине ситуация со спамом остается плачевной. Насколько мне известно, практика применения указанной статьиУголовного кодекса отсутствует. Согласно мнению Верховного Суда Украины, изложенному в обобщении практики рассмотрения дел о преступлениях в сфере использования электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем и компьютерных сетей и сетей электросвязи от 19.10.2009, отсутствие дел по этой статье связано с латентностью данного преступления, которая обусловлена нежеланием пользователей сети информировать о таких преступлениях из-за неверия в потенциальные возможности правоохранительных органов, а также нежелания публично признавать существование слабых мест в собственных системах безопасности.

На мой взгляд, сложность применения данной нормы также связана с зачастую международным характером данного преступления и сложностью достоверного установления лица, которое осуществило рассылку спама, а также, в большинстве случаев, низкой общественной опасностью данного преступления и значительными затратами сил и средств для его раскрытия.

Также было бы правильнее дать больше возможностей «пострадавшим» от спама пользователям защищать свои права, переняв опыт США, связанный с возмещением каждому «пострадавшему» определенной фиксированной суммы, в качестве возмещения морального ущерба.  

 

Андрей Горбатенко,

старший юрист Юридической компании «Правовой Альянс» 

По материалам www.ligazakon.ua