Мы ВКонтакте

Ликвидация субъекта предпринимательской деятельности: первые шаги

В ч. 1 ст. 51 ХКУ приведены причины, по которым предпринимательская деятельность может прекращаться, а именно:

 

  • по собственной инициативе предпринимателя;
  • в случае окончания срока действия лицензии;
  • в случае прекращения существования предпринимателя;
  • на основании решения суда в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими законами. 

При этом прекращение деятельности субъекта хозяйствования осуществляется путем его реорганизации или ликвидации (ч. 1 ст. 59 ХКУ и ч. 1 ст. 104 ГКУ).

В ст. 59 ХКУ определено, что реорганизация субъекта хозяйствования может проводиться путем:

  • слияния субъектов хозяйствования, когда все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к созданному в результате слияния субъекту хозяйствования;
  • присоединения, когда один или несколько субъектов хозяйствования присоединяются к другому субъекту хозяйствования и к нему переходят все имущественные права и обязанности присоединенных субъектов;
  • разделения, когда все имущественные права и обязанности субъекта хозяйствования по распределительному акту (балансу) в соответствующих долях переходят к каждому новому субъекту хозяйствования, образованному в результате такого разделения;
  • выделения одного или нескольких новых субъектов хозяйствования, когда к каждому из них по распределительному акту (балансу) в соответствующих долях переходят имущественные права и обязанности реорганизованного субъекта;
  • превращения одного субъекта хозяйствования в другой вновь созданный субъект, когда к последнему переходят все имущественные права и обязанности прежнего субъекта хозяйствования.

В ч. 6 ст. 59 ХКУ установлено, что субъект хозяйствования может ликвидироваться:

  •  по инициативе собственника (собственников) или уполномоченных им органов (такая инициатива должна быть оформлена соответствующим решением) или по решению других лиц – учредителей субъекта хозяйствования или их правопреемников, а в случаях, предусмотренных этим Кодексом, – по решению суда;
  • по истечении срока, на который он создавался, или в случае достижения цели, ради которой он был создан;
  • в случае признания банкротом субъекта хозяйствования в установленном порядке, кроме случаев, предусмотренных законом. Порядок прекращения юридического лица в процессе восстановления его платежеспособности или банкротства устанавливается законом (ч. 3 ст. 104 ГКУ);
  • в случае отмены государственной регистрации субъекта хозяйствования в случаях, предусмотренных законом.

Отмена государственной регистрации лишает субъекта хозяйствования статуса юридического лица и является основанием для исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – Госреестр). Субъект хозяйствования считается ликвидированным со дня внесения в этот реестр записи о прекращении его деятельности (ч. 7 ст. 59 ХКУ и ч. 2 ст. 104 ГКУ).

Положениями ст. 105 ГКУ установлены обязанности лица, принявшего решение о прекращении юридического лица. Они состоят в том, что участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, обязаны немедленно в письменном виде уведомить об этом орган, который осуществляет госрегистрацию и вносит в Госреестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения.

Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, назначают комиссию по прекращению юридического лица (ликвидационную комиссию, ликвидатора и т. п.) и устанавливают порядок, сроки прекращения юридического лица в соответствии с ГКУ. Выполнение функций комиссии по прекращению юридического лица может быть возложено также на орган его управления.

С момента назначения комиссии к ней переходят полномочия управления делами юридического лица. Ликвидационная комиссия размещает в печатных средствах массовой информации (в специальном приложении к газете «Урядовий кур'єр» и/или официальном печатном издании органа государственной власти или органа местного самоуправления по местонахождению субъекта хозяйствования) сообщение о прекращение юридического лица, о порядке и сроке заявления кредиторами требований к нему. Этот срок не может составлять менее двух месяцев со дня опубликования указанного сообщения. Комиссия также должна принять все возможные меры по выявлению кредиторов и в письменном виде сообщить им о прекращении юридического лица.

Высший хозяйственный суд Украины (далее – ВХСУ) в письме от 14.12.2007 г. № 01-8/973 разъясняет, что ликвидационная комиссия не имеет статуса ни юридического, ни физического лица, ни государственного или другого органа, а поэтому не может быть стороной (и вообще участником) судебного процесса и выступать в нем от собственного имени. По предписаниям ч. 3 ст. 105 ГКУ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, и такая комиссия выступает в суде от имени юридического лица, которое прекращается.

Исходя из того что юридическое лицо является ликвидированным со дня внесения в Госреестр записи о его прекращении, которая вносится после утверждения ликвидационного баланса (ч. 7 ст. 59 ХКУ и ч. 5 ст. 111 ГКУ), ВХСУ считает, что в период работы ликвидационной комиссии предприятие, которое ликвидируется, не утрачивает статуса юридического лица и следовательно может быть участником судебного процесса на общих основаниях.

Таким образом, предприятие или организация до дня внесения в Госреестр записи о его (ее) прекращении не лишается права принимать участие в судебном процессе. Соответствующие процессуальные документы (заявления, жалобы, отзывы и т. п.) подписываются лицами, полномочия которых определены законодательством или учредительными документами. В частности, таким лицом может быть и председатель ликвидационной комиссии.

Документальное оформление записи о решении относительно прекращения юридического лица

Для внесения в Госреестр записи о решении относительно прекращения юридического лица заявитель должен подать или выслать заказным письмом с описью вложения должностному лицу, осуществляющему от имени государства госрегистрацию юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – Государственный регистратор), документы, указанные в ч. 1 ст. 34 Закона № 755:

  • нотариально заверенную копию решения учредителей (участников) или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица;
  • документ, подтверждающий внесение платы за опубликование сообщения о принятии учредителями (участниками) или уполномоченным ими органом решения о прекращении юридического лица в специализированном печатном средстве массовой информации. 

Кроме названных документов, в случаях, установленных законом, дополнительно представляется документ, подтверждающий получение согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица.

Положениями ч. 4 этой статьи Государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы для внесения в Госреестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица.

Документы для внесения в Госреестр записи о решении относительно прекращения юридического лица могут подаваться:

  • лицом, которое согласно сведениям, внесенным в этот реестр, имеет право совершать юридические действия от имени юридического лица без доверенности при предъявлении паспорта Государственному регистратору;
  • представителем юридического лица при предъявлении Государственному регистратору паспорта и представлении документа (или его нотариально заверенной копии), удостоверяющего полномочия такого представителя. 

Документы, представленные для внесения в Госреестр записи о решении относительно прекращения юридического лица, принимаются по описи, копия которой в день поступления документов выдается (высылается заказным письмом) заявителю с отметкой о дате их поступления.

Такие документы Государственный регистратор имеет право оставить без рассмотрения по причинам, определенным в ч. 7 ст. 34 Закона № 755:

  • документы, поданы не по надлежащему месту проведения госрегистрации прекращения юридического лица по решению учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа;
  • документы не соответствуют требованиям, установленным ч. 1 ст. 8 (не изложены на государственном языке) и ч. 21 ст. 22 данного Закона (документом, подтверждающим внесение платы за опубликование сообщения, является копия квитанции, выданной банком, или копия платежного поручения с отметкой банка);
  • решение о прекращения юридического лица оформлено с нарушением требований, установленных ч. 3 ст. 34 данного Закона (в случае прекращения юридического лица путем слияния или присоединения решение о прекращении юридического лица подписывается уполномоченными лицами юридического лица или юридических лиц, которые прекращаются, и юридического лица – правопреемника);
  • документы поданы не в полном объеме;
  • решение о прекращения юридического лица не содержит данных о составе комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии) юридического лица, в т. ч. их идентификационных номеров. 

Если документы, поданные для внесения в Госреестр записи о решении относительно прекращения юридического лица, оставлены без рассмотрения Государственным регистратором, заявителю не позднее следующего рабочего дня с даты их поступления выдается (высылается заказным письмом с описью вложения) соответствующее уведомление с указанием оснований оставления документов без рассмотрения и возвращаются поданные документы. Однако такое обстоятельство не является препятствием для повторного обращения в общем порядке после устранения причин, которые послужили основанием для оставления таких документов без рассмотрения.

При отсутствии оснований для оставления документов, поданных для внесения в Госреестр записи о решении относительно прекращения юридического лица, без рассмотрения Государственный регистратор должен в день их поступления:

  • внести в Госреестр запись о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа относительно прекращения юридического лица;
  • уведомить о внесении такой записи органы статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования. 

В ч. 2 ст. 35 Закона № 755 установлено, что с даты внесения в Госреестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа относительно прекращения юридического лица запрещается:

  • проведение государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, относительно которого принято решение о прекращении;
  • внесение изменений в Госреестр относительно сведений об обособленных подразделениях;
  • проведение госрегистрации юридического лица, учредителем (участником) которого является юридическое лицо, относительно которого принято решение о прекращении. 

Госкомпредпринимательства в письмах от 10.10.2007 г. № 7687 и от 18.10.2007 г. № 7920 относительно порядка проведения государственной регистрации прекращения юридического лица сообщает, что процесс государственной регистрации прекращения юридического лица состоит из двух этапов.

Первый этап – внесение в Госреестр записи о решении учредителей (участников) относительно прекращения юридического лица в порядке, установленном ст. 34 Закона № 755.

Второй этап – непосредственное проведение госрегистрации прекращения юридического лица, в частности в результате его ликвидации, порядок которой установлен ст. 36 Закона № 755.

Порядок проведения госрегистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации

Для проведения госрегистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации председатель ликвидационной комиссии или уполномоченное им лицо по завершении предусмотренной законом процедуры ликвидации должен подать (выслать заказным письмом с описью вложения) Государственному регистратору документы, указанные в ч. 1 ст. 36 Закона № 755:

  • заполненную регистрационную карточку на проведение госрегистрации прекращения юридического лица в связи с его ликвидацией;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • оригинал учредительных документов;
  • акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, утвержденным решением учредителей (участников) или уполномоченного ими органа (подписи председателя и членов ликвидационной комиссии на ликвидационном балансе должны быть нотариально заверены). В случаях, установленных законом, дополнительно подается заключение аудитора о достоверности и полноте ликвидационного баланса;
  • справку соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам);
  • справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности;
  • справки соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности;
  • справку архивного учреждения о приеме документов, подлежащих долгосрочному хранению. 

Перечисленные документы подаются Государственному регистратору по описи не ранее двух месяцев с даты опубликования сообщения в специализированном печатном средстве массовой информации о решении учредителей (участников) относительно прекращения юридического лица. Копия описи документов в день их поступления выдается (высылается заказным письмом) председателю ликвидационной комиссии или уполномоченному им лицу с отметкой о дате поступления документов.

Положениями ч. 4 этой статьи Государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы для проведения госрегистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации.

При представлении документов для проведения госрегистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации председателем ликвидационной комиссии или уполномоченным им лицом лично Государственному регистратору дополнительно предъявляются паспорт и документ, подтверждающий его полномочия.

Государственный регистратор имеет право оставить без рассмотрения документы, которые поданы для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации, на основаниях, приведенных в ч. 7 ст. 36 Закона № 755, если:

  • документы поданы по ненадлежащему месту проведения госрегистрации;
  • документы не соответствуют требованиям, установленным ч. ч. 1 – 2 ст. 8 данного Закона (не изложены на государственном языке, а регистрационная карточка не заполнена машинописным текстом или от руки печатными буквами, нотариально не заверена подлинность подписи заявителя на регистрационной карточке, если документы высылаются заказным письмом);
  • ликвидационный баланс не соответствует требованиям абз. 2 ч. 2 ст. 36 данного Закона (не заверены нотариально подписи председателя и членов ликвидационной комиссии на ликвидационном балансе);
  • документы поданы не в полном объеме;
  • документы поданы ранее срока, установленного абз. 1 ч. 1 этой статьи (до истечения двухмесячного срока со дня опубликования сообщения о прекращении юридического лица). 

При отсутствии оснований для оставления документов, представленных для проведения госрегистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации, без рассмотрения Государственный регистратор должен внести соответствующую запись в Госреестр. Дата внесения в такой записи в Госреестр является датой государственной регистрации прекращения юридического лица. При этом срок госрегистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации не должен превышать 3 рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов.

Один экземпляр оригинала учредительных документов и свидетельство о госрегистрации юридического лица со специальной отметкой о госрегистрации прекращения юридического лица не позднее следующего рабочего дня с даты госрегистрации прекращения юридического лица Государственный регистратор должен выдать или выслать заказным письмом с описью вложения председателю ликвидационной комиссии или уполномоченному им лицу.

В заключение отметим, что гражданская правоспособность юридического лица прекращается со дня внесения в Госреестр записи о его прекращении (ч. 4 ст. 91 ГКУ).

 

Еженедельник «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН»

27.07.2009 – 02.08.2009, № 09 

 

 Правовой глоссарий:

1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

3. Закон № 755 – Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.