Ликвидация субъекта предпринимательской деятельности: первые шаги |
В ч. 1 ст. 51 ХКУ приведены причины, по которым предпринимательская деятельность может прекращаться, а именно:
При этом прекращение деятельности субъекта хозяйствования осуществляется путем его реорганизации или ликвидации (ч. 1 ст. 59 ХКУ и ч. 1 ст. 104 ГКУ). В ст. 59 ХКУ определено, что реорганизация субъекта хозяйствования может проводиться путем:
В ч. 6 ст. 59 ХКУ установлено, что субъект хозяйствования может ликвидироваться:
Отмена государственной регистрации лишает субъекта хозяйствования статуса юридического лица и является основанием для исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – Госреестр). Субъект хозяйствования считается ликвидированным со дня внесения в этот реестр записи о прекращении его деятельности (ч. 7 ст. 59 ХКУ и ч. 2 ст. 104 ГКУ). Положениями ст. 105 ГКУ установлены обязанности лица, принявшего решение о прекращении юридического лица. Они состоят в том, что участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, обязаны немедленно в письменном виде уведомить об этом орган, который осуществляет госрегистрацию и вносит в Госреестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения. Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, назначают комиссию по прекращению юридического лица (ликвидационную комиссию, ликвидатора и т. п.) и устанавливают порядок, сроки прекращения юридического лица в соответствии с ГКУ. Выполнение функций комиссии по прекращению юридического лица может быть возложено также на орган его управления. С момента назначения комиссии к ней переходят полномочия управления делами юридического лица. Ликвидационная комиссия размещает в печатных средствах массовой информации (в специальном приложении к газете «Урядовий кур'єр» и/или официальном печатном издании органа государственной власти или органа местного самоуправления по местонахождению субъекта хозяйствования) сообщение о прекращение юридического лица, о порядке и сроке заявления кредиторами требований к нему. Этот срок не может составлять менее двух месяцев со дня опубликования указанного сообщения. Комиссия также должна принять все возможные меры по выявлению кредиторов и в письменном виде сообщить им о прекращении юридического лица. Высший хозяйственный суд Украины (далее – ВХСУ) в письме от 14.12.2007 г. № 01-8/973 разъясняет, что ликвидационная комиссия не имеет статуса ни юридического, ни физического лица, ни государственного или другого органа, а поэтому не может быть стороной (и вообще участником) судебного процесса и выступать в нем от собственного имени. По предписаниям ч. 3 ст. 105 ГКУ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, и такая комиссия выступает в суде от имени юридического лица, которое прекращается. Исходя из того что юридическое лицо является ликвидированным со дня внесения в Госреестр записи о его прекращении, которая вносится после утверждения ликвидационного баланса (ч. 7 ст. 59 ХКУ и ч. 5 ст. 111 ГКУ), ВХСУ считает, что в период работы ликвидационной комиссии предприятие, которое ликвидируется, не утрачивает статуса юридического лица и следовательно может быть участником судебного процесса на общих основаниях. Таким образом, предприятие или организация до дня внесения в Госреестр записи о его (ее) прекращении не лишается права принимать участие в судебном процессе. Соответствующие процессуальные документы (заявления, жалобы, отзывы и т. п.) подписываются лицами, полномочия которых определены законодательством или учредительными документами. В частности, таким лицом может быть и председатель ликвидационной комиссии. Документальное оформление записи о решении относительно прекращения юридического лица Для внесения в Госреестр записи о решении относительно прекращения юридического лица заявитель должен подать или выслать заказным письмом с описью вложения должностному лицу, осуществляющему от имени государства госрегистрацию юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – Государственный регистратор), документы, указанные в ч. 1 ст. 34 Закона № 755:
Кроме названных документов, в случаях, установленных законом, дополнительно представляется документ, подтверждающий получение согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица. Положениями ч. 4 этой статьи Государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы для внесения в Госреестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица. Документы для внесения в Госреестр записи о решении относительно прекращения юридического лица могут подаваться:
Документы, представленные для внесения в Госреестр записи о решении относительно прекращения юридического лица, принимаются по описи, копия которой в день поступления документов выдается (высылается заказным письмом) заявителю с отметкой о дате их поступления. Такие документы Государственный регистратор имеет право оставить без рассмотрения по причинам, определенным в ч. 7 ст. 34 Закона № 755:
Если документы, поданные для внесения в Госреестр записи о решении относительно прекращения юридического лица, оставлены без рассмотрения Государственным регистратором, заявителю не позднее следующего рабочего дня с даты их поступления выдается (высылается заказным письмом с описью вложения) соответствующее уведомление с указанием оснований оставления документов без рассмотрения и возвращаются поданные документы. Однако такое обстоятельство не является препятствием для повторного обращения в общем порядке после устранения причин, которые послужили основанием для оставления таких документов без рассмотрения. При отсутствии оснований для оставления документов, поданных для внесения в Госреестр записи о решении относительно прекращения юридического лица, без рассмотрения Государственный регистратор должен в день их поступления:
В ч. 2 ст. 35 Закона № 755 установлено, что с даты внесения в Госреестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа относительно прекращения юридического лица запрещается:
Госкомпредпринимательства в письмах от 10.10.2007 г. № 7687 и от 18.10.2007 г. № 7920 относительно порядка проведения государственной регистрации прекращения юридического лица сообщает, что процесс государственной регистрации прекращения юридического лица состоит из двух этапов. Первый этап – внесение в Госреестр записи о решении учредителей (участников) относительно прекращения юридического лица в порядке, установленном ст. 34 Закона № 755. Второй этап – непосредственное проведение госрегистрации прекращения юридического лица, в частности в результате его ликвидации, порядок которой установлен ст. 36 Закона № 755. Порядок проведения госрегистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации Для проведения госрегистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации председатель ликвидационной комиссии или уполномоченное им лицо по завершении предусмотренной законом процедуры ликвидации должен подать (выслать заказным письмом с описью вложения) Государственному регистратору документы, указанные в ч. 1 ст. 36 Закона № 755:
Перечисленные документы подаются Государственному регистратору по описи не ранее двух месяцев с даты опубликования сообщения в специализированном печатном средстве массовой информации о решении учредителей (участников) относительно прекращения юридического лица. Копия описи документов в день их поступления выдается (высылается заказным письмом) председателю ликвидационной комиссии или уполномоченному им лицу с отметкой о дате поступления документов. Положениями ч. 4 этой статьи Государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы для проведения госрегистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации. При представлении документов для проведения госрегистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации председателем ликвидационной комиссии или уполномоченным им лицом лично Государственному регистратору дополнительно предъявляются паспорт и документ, подтверждающий его полномочия. Государственный регистратор имеет право оставить без рассмотрения документы, которые поданы для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации, на основаниях, приведенных в ч. 7 ст. 36 Закона № 755, если:
При отсутствии оснований для оставления документов, представленных для проведения госрегистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации, без рассмотрения Государственный регистратор должен внести соответствующую запись в Госреестр. Дата внесения в такой записи в Госреестр является датой государственной регистрации прекращения юридического лица. При этом срок госрегистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации не должен превышать 3 рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов. Один экземпляр оригинала учредительных документов и свидетельство о госрегистрации юридического лица со специальной отметкой о госрегистрации прекращения юридического лица не позднее следующего рабочего дня с даты госрегистрации прекращения юридического лица Государственный регистратор должен выдать или выслать заказным письмом с описью вложения председателю ликвидационной комиссии или уполномоченному им лицу. В заключение отметим, что гражданская правоспособность юридического лица прекращается со дня внесения в Госреестр записи о его прекращении (ч. 4 ст. 91 ГКУ).
Еженедельник «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» 27.07.2009 – 02.08.2009, № 09
Правовой глоссарий: 1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV. 2. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV. 3. Закон № 755 – Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.
|