Мы ВКонтакте

Последние изменения в корпоративном законодательстве

В последнее время в корпоративном законодательстве Украины произошли определенные события, на которые необходимо обратить внимание читателей:

- были изменены законодательные положения в отношении реорганизации юридических лиц;

- регулятор разъяснил, что именно будет считаться исполнением публичным акционерным обществом обязанности по включению его акций в биржевой список;

- регулятор детализировал некоторые положения корпоративного законодательства, связанные с деятельностью акционерных обществ;

- был реализован приказ Министерства юстиции Украины, в соответствии с которым был предоставлен электронный доступ к Единому государственному реестру юридических лиц и физических лиц - предпринимателей.

Субсидиарная ответственность реорганизованных юридических лиц

 

С 16 октября 2011 года применяются новые правила в отношении ответственности по обязательствам юридических лиц, реорганизованных путем слияния, поглощения, разделения, выделения или преобразования. В этот день вступили в действие нововведения, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении урегулирования отношений между кредиторами и потребителями финансовых услуг» от 22 сентября 2011 года.

Так, в соответствии с новыми положениями:

- кредитор сможет требовать прекращения или досрочного исполнения только необеспеченных обязательств юридического лица, которое прекращается, либо же требовать предоставления обеспечения по ним (ранее это право распространялось на любые обязательства);

- юридическое лицо, созданное в результате разделения, будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам прекращенного юридического лица, которые перешли ко второму правопреемнику. Субсидиарная ответственность предусматривает то, что кредитор должен сначала обратиться с требованием к основному должнику и только в случае неисполнения им такого требования - к дополнительному (субсидиарному) должнику;

- юридическое лицо, созданное в результате выделения, будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам, которые перешли к ней в результате такого выделения и остались на балансе юридического лица, из которого произошло выделение, и наоборот; и

- когда несколько юридических лиц несут субсидиарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица, то такая ответственность распределяется между ними солидарно. Солидарная ответственность заключается в том, что кредитор может обратиться к любому из солидарных должников и требовать от такого лица исполнения обязательства в полном объеме.

Таким образом, использование схем, когда в результате разделения (выделения) все права передаются одному юридическому лицу, а все обязательства остаются другому, теперь утрачивает свою привлекательность.

Указанные положения в отношении введения субсидиарной ответственности правопреемников и правопредшественников ранее были предусмотрены только для акционерных обществ, а теперь они будут распространяться на всех юридических лиц, что приведет к усилению защиты кредиторов юридических лиц, которые реорганизуются.

Требование о включении и нахождении акций ПАО в биржевом списке

 

Исполнение требования об обязательном включении акций публичных акционерных обществ («ПАО») в биржевой список с настоящего момента потребует от ПАО дополнительных усилий. 8 сентября 2011 года Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (“НКЦБФР”) утвердила Разъяснение №12«О порядке применения второго абзаца части первой статьи 24 Закона Украины «Об акционерных обществах» в отношении прохождения публичным акционерным обществом процедуры включения акций в биржевой список хотя бы одной фондовой биржи» («Разъяснение»), в котором изложена позиция в отношении применения указанный нормы Закона Украины «Об акционерных обществах» от 17 сентября 2008 года («Закон»).

Закон устанавливает, что каждое ПАО обязано пройти процедуру включения акций в биржевой список хотя бы одной фондовой биржи. НКЦБФР установила, что для исполнения требований указанного положения недостаточно всего лишь включения акций ПАО в биржевой список - такие акции должны продолжать оставаться в нем и в дальнейшем. Акции ПАО могут находиться в биржевом списке не более 60 календарных дней без проведения по ним биржевых торгов и исключаются из биржевого списка, если в течение 60 дней по ним не проводилось биржевых торгов. Это требование не распространяется на ПАО с акционером, которому принадлежат все 100% акций такого ПАО.

Процедура включения акций ПАО в биржевой список может быть инициирована самим ПАО, членом фондовой биржи, фондовой биржей, компанией по управлению активами, иным лицом, которое имеет право принимать участие в биржевых торгах. В Разъяснении НКЦБФР указала, что для исполнения требований абзаца 2 части 1 статьи 24 Закона включение акций в биржевой список должно совершаться по инициативе самого ПАО.

В случае нарушения указанных требований Закона, а именно не включении акций ПАО по его инициативе в биржевой список фондовой биржи или исключения таких акций из биржевого списка, НКЦБФР имеет право принять решение об устранении таким ПАО совершенного нарушения. Если такое предписание не будет своевременно исполнено, то НКЦБФР может применить к такому ПАО финансовые санкции в размере от 17 000 до 85 000 гривен, а за повторное нарушение в том же году - финансовые санкции в размере от 85 000 до 170 000 гривен.

Таким образом, исходя из консервативной позиции НКЦБФР, изложенной в Разъяснении, рекомендуется всем ПАО, если это еще не было сделано, инициировать включение их акций в биржевой список хотя бы одной фондовой биржи, а также обеспечить постоянное пребывание акций в биржевом списке, для чего каждые два месяца необходимо проводить заключение не менее одной биржевой сделки по купле-продаже хотя бы одной акции такого ПАО.

 

Детализация законодательства о деятельности акционерных обществ

 

4 ноября 2011 года вступили в силу два решения НКЦБФР, которые регулируют некоторые аспекты деятельности акционерных обществ: Решение №1376 «Об утверждении Порядка формирования и использования специального фонда для выплаты дивидендов по привилегированным акциям» («Порядок») и Решение №1377 «Об утверждении Требований к информации о кандидатах в члены органа акционерного общества» Требования»). Оба документа были приняты НКЦБФР 29 сентября 2011 года во исполнение положений Закона Украины «Об акционерных обществах» от 17 сентября 2008 года.

В соответствии с Порядком устанавливается, что дивиденды по привилегированным акциям могут выплачиваться за счет чистой прибыли или нераспределенной прибыли предыдущих лет, а в случае ее недостаточности - за счет резервного капитала или специального фонда для выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Если создание такого фонда предусмотрено уставом акционерного общества, то он создается по решению общего собрания акционеров. Решением общего собрания акционеров также определяется размер отчислений для формирования фонда, которые осуществляются за счет чистой прибыли или нераспределенной прибыли предыдущих лет.

Требования устанавливают, какая информация о кандидатах в члены органов акционерного общества (исполнительного органа, наблюдательного совета или ревизионной комиссии) должна указываться в бюллетене для кумулятивного голосования. Кумулятивное голосование применяется для избрания лиц в состав органов общества в случаях, предусмотренных уставом акционерного общества или законом (например, избрание ревизионной комиссии акционерного общества, избрание наблюдательного совета ПАО). Этот способ голосования предусматривает, что общее количество голосов акционера умножается на количество членов органа акционерного общества, которые избираются, а акционер имеет право отдать все подсчитанные таким образом голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами.

Предоставление электронного доступа к Государственному Реестру

 

Во исполнение Приказа Министерства юстиции Украины «Об организации доступа к сведениям Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» от 19 августа 2011 года недавно начал функционировать веб-сайт, посредством которого предоставляется доступ к сведениям Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей («Государственный Реестр»). Электронный адрес веб-сайта Государственного Реестра следующий: http://irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html.

В электронной версии Государственного Реестра можно производить поиск по наименованию или идентификационному коду юридического лица, а также по фамилии, имени и отчеству физического лица-предпринимателя. Веб-сайт предоставляет возможность проверить наличие субъекта хозяйствования в Государственном Реестре и получить базовую информацию по нему.

Однако следует отметить, что тестовые поиски, проведенные юристами «Авеллум Партнерс», показали, что система на данный момент не является совершенной, а отображаемые данные в некоторых случаях не отвечают действительности. Таким образом, рекомендуется использовать электронную версию Государственного реестра только в случаях, когда другие способы получения сведений из него недоступны или нецелесообразны. В любом случае, рекомендуется для целей существенных сделок запрашивать у контрагентов выписки или извлечения из Государственного реестра на бумажных носителях.

 

 

«ЮрЛига», 09.11.2011