Налогообложение физлиц-предпринимателей на едином налоге

18.11.2011 года Президент все-таки подписал многострадальный Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины" (далее - Закон).

Напомним, что Верховная Рада Украины еще 20.10.2011 приняла в целом законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)". Однако после того как 03.11.2011 Президент ветировал проект, уже на следующий день парламент принял проект Закона с учетом замечаний гаранта.

В целом, анализируя Закон, можно сделать вывод о том, что той поддержки, о которой все время мечтает малый бизнес, как не было при старом законодательстве, так и нет в новом Законе. Все же наш Налоговый кодекс в большей мере рассчитан на крупный бизнес и в отличие от налоговых систем европейских государств, которые стимулируют развитие малого и среднего бизнеса, самая распространенная форма ведения бизнеса в Украине не только несет фискальное бремя, но и не чувствует даже самой малой поддержки со стороны государства.

Поговорим о главных положениях и изменениях, которые несет Закон физлицам - упрощенным предпринимателям.

1) Изменения коснулись категорий лиц, которые на сегодня не могут пользоваться преимуществами упрощенной системы налогообложения.

Так, закрыта дорога в упрощенцы:

• аудиторам, нерезидентам, финансовым посредникам;

• лицам, которые сдают в аренду жилые помещения свыше 100 кв. м, нежилые помещения свыше 300 кв. м, земельные участки площадью свыше 2 га;

• лицам, которые осуществляют деятельность по организации, проведению азартных игр, обмену иностранной валюты, производство, экспорт, импорт, продажу подакцизных товаров, добычу, производство, реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней, добычу, реализацию полезных ископаемых, деятельность по управлению субъектами хозяйствования; деятельность по предоставлению услуг почты и связи, деятельность по продаже предметов искусства и антиквариата либо по организации торгов (аукционов) такими предметами, деятельность по организации, проведению гастрольных мероприятий;

• лицам, осуществляющим технические испытания и исследования;

• страховым (перестраховочным) брокерам;

• налоговым должникам и физлицам, чей доход превышает 3 млн. грн. и/или количество наемных работников превышает 20 человек.

В свою очередь, социального компромисса с властью, видимо, достигли предприниматели, которые занимаются розничной продажей ГСМ в емкостях до 20 л, страховые агенты, сюрвейеры, аварийные комиссары, аджастеры. Им разрешено пребывание на едином налоге.

2) Закон предусматривает распределение упрощенцев-физлиц на три категории. Отнесение предпринимателей к определенной группе зависит прежде всего от заявленного вида деятельности, круга клиентов, а также от уровня годового дохода и количества наемных работников.

Так, согласно пункту 291.4 Налогового кодекса

в первую группу упрощенцев включены лица, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по оказанию бытовых услуг населению и объем дохода которых в течение календарного года не превышает 150 тыс. грн.;

ко второй группе упрощенцев относятся лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность по оказанию услуг, в том числе бытовых, себе подобным (плательщикам единого налога) и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, и при этом либо не используют труд наемных лиц/ или количество таких лиц не превышает 10 человек, а объем дохода не превышает 1 млн. грн.;

третью группу упрощенцев составили лица, которые предоставляют посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценки недвижимого имущества, а также физлица-предприниматели независимо от заявленного вида деятельности и круга клиентов, которые не используют труд наемных лиц или количество лиц не превышает 20 человек, и объем дохода не превышает 3 млн. грн.

3) Изменения коснулись также учета, срока и формы отчетности.

Так, предприниматели 1 и 2 групп, а также предприниматели 3 группы - неплательщики НДС, как и раньше, будут обязаны вести книгу учета доходов путем ежедневного отображения полученных доходов. Форма указанной книги будет утверждена Минфином. А предпринимателям 3 группы - плательщикам НДС придется вести учет доходов и расходов по иной форме - в порядке, который также будет установлен Минфином.

Позитивным моментом нового Закона есть установление отчетного периода в год, правда, только для «наименьших» предпринимателей - розничных торговцев и лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность по оказанию бытовых услуг. Так, хоть предприниматели 1 группы будут освобождены от лишней суеты и головной боли по заполнению деклараций. Остальные группы по-прежнему обязаны отчитываться ежеквартально в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода, т. е. в течение 40 дней, следующих после окончания отчетного квартала. По сравнению с ныне действующим 5-дневным сроком - это большой прогресс.

 Изменилась форма отчетности упрощенцев. Так, с 01.01.2012 упрощенцы будут обязаны заполнять налоговую декларацию (нарастающим итогом), а не отчет, как раньше.

4) Пожалуй, одним из самых важных положительных моментов Закона является компромисс власти и бизнеса по поводу исключения из Налогового кодекса дискриминационного п. 139.1.12 ст. 139, согласно которому не включались в состав затрат расходы на товары (услуги), приобретаемые у упрощенцев. Таким образом, с 01.01.2012 юрлица и физлица-предприниматели на общей системе могут относить на затраты оплату товаров (услуг), поставляемых упрощенцами.

Вместе с тем в данном случае Закон отягощает юрлиц-контрагентов упрощенцев необходимостью подавать в ГНИ вместе с соответствующей налоговой декларацией Перечень доходов и расходов плательщика налога в разрезе контрагентов - плательщиков единого налога, в который включаются операции, осуществлены такими контрагентами. С целью, так сказать, контроля за доходами физлиц-упрощенцев.

5) С 01.01.2012 упрощенцы могут быть плательщиками НДС. Закон предусматривает принудительную и добровольную регистрацию упрощенца как плательщика НДС.

Так, из текста Закона и норм Налогового кодекса Украины косвенно вытекает, что в случае, если объем поставок за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает 300 тыс., то такой упрощенец должен зарегистрироваться плательщиком НДС.

Добровольная регистрация будет осуществляться с соблюдением общих условий и в обычном порядке, предусмотренном ст. ст. 182, 183 Налогового кодекса Украины. То есть упрощенец сможет зарегистрироваться плательщиком НДС в случае, если он изъявил желание зарегистрироваться плательщиком НДС и при этом:

• имеет объемы налогооблагаемых операций меньше 300 тыс. и объемы поставки товаров/услуг другим плательщикам за последние 12 месяцев составляют не меньше 50 % общего объема поставки или

• балансовая стоимость активов (ОС, нематериальных активов, запасов) превышает 300 тыс.

Правда, предполагаем, что зарегистрироваться в связи с наличием 300-тыс. активов будет нелегко: вполне вероятно, что ГНСУ будет утверждать, что у физлиц нет баланса, следовательно, у их активов не может быть и балансовой стоимости.

6) Изменились ставки ЕН и порядок их исчисления.

Так, ставки для 3 группы плательщиков налога составляют 3 % от дохода для лиц - плательщиков НДС и 5 % для неплательщиков НДС. Раньше все упрощенцы уплачивали фиксированную сумму единого налога.

Кроме этого, Законом определен исчерпывающий перечень случаев, когда может быть выбрана ставка 3 %:

а) плательщиком НДС в случае перехода его на упрощенную систему налогообложения;

б) плательщиком единого налога - плательщиком НДС в случае добровольного изменения ставки единого налога путем подачи заявления об изменении ставки;

в) неплательщиком НДС в случае его перехода на упрощенную систему налогообложения путем регистрации плательщиком НДС и подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения;

г) плательщиком единого налога, применяющим 5 % ставку, в случае поставок им услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и если объем таких поставок за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает 300 тыс. и регистрации такого плательщика единого налога плательщиком НДС.

Для 1 и 2 группы плательщиков налога установлены фиксированные ставки - в зависимости от вида деятельности в процентах от минимальной заработной платы (так, для 1-й группы ставка составит от 1 до 10 % МЗ, для 2-й - от 2 до 20 %). Негативным последствием применения ставки, привязанной к минзарплате, станет ежегодный рост суммы налога в связи с ростом размера минзарплаты.

7) Еще одной позитивной новеллой Закона является избавление упрощенцев от такого бюрократического неудобства, как ежегодное получение нового свидетельства плательщика единого налога. Согласно п. 299.3 ст. 299 Налогового кодекса Украины свидетельство плательщика единого налога будет выдаваться бессрочно. Выданные свидетельства и патенты плательщика единого и фиксированного налога соответственно являются действительными до 01.06.2012. Для получения нового свидетельства упрощенцам и лицам, которые изъявляют желание такими быть, следует подать в ГНИ заявление до 25.01.2012.

8) Еще один нюанс касается применения/неприменения РРО. Так, согласно Закону плательщики единого налога обязаны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной или безналичной). При этом Законом установлено, что все группы упрощенцев не используют РРО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как представляется, Закон не совсем плох, но мог бы быть и лучше.

 

"ЮРИСТ & ЗАКОН" от 29.11.2011, № 47