Особенности филантропии юридического бизнеса

Социальная ответственность украинского юридического бизнеса имеет свою специфику. Практически не используя Pro bono, отечественные фирмы занимаются финансированием различных проектов. Для большинства компаний это необходимое условие поддержание имиджа.

Существует мнение, что социально ответственной компанию можно назвать уже в случае, если она максимально увеличивает свою прибыль, не нарушая законов. Такой экономический подход в Украине по многим причинам не применим - к сожалению, абсолютным соблюдении законодательства похвастаться может не каждый. Уместнее трактовать отечественную корпоративную филантропию в более широком смысле, учитывая позитивный вклад в решение социальных проблем. Юридический бизнес близок к людям, так как служит, по сути, для обслуживания их потребностей. Поэтому украинские юридические компании не могли остаться вне социальной деятельности.

А за что? - Просто так!

Первое, что может сделать юрфирма в данной сфере - это Pro bono, бесплатное оказание юридических услуг. Несмотря на то, что большинство юридических фирм декларируют такую деятельность, она еще не широко распространена. Возможно, причина этому - отсутствие информации о возможностях Pro bono у потенциальных «клиентов» (физлиц, некоммерческих организаций). Ну а юрфирмы не очень-то и пиарят данную практику - ведь проблем не оберешься, когда нуждающиеся в бесплатных правовых услугах начнут оббивать двери офисов.

Между тем, на Западе Pro bono является нормой для юриста, и даже одним из обязательных правил этики. И тут закрадывается мысль, что популяризации благотворительной правовой помощи мешает наш менталитет, и украинские юристы не спешат делиться своими бесценными знаниями за «просто так». С рядовыми гражданами - не спешат. Но с удовольствием становятся юридическими советниками какой-нибудь, например, спортивной ассоциации. Ведь звучит-то как - красиво и солидно.

Авторитетные юрфирмы за «обычные» дела не возьмутся, и Pro bono будут использовать, скорее всего, в громких судебных процессах, чтобы заработать дополнительные баллы к имиджу. То есть, так назваемым «незащищенным слоям населения» более реально получить бесплатную юрпомощь в еще неизвестных юрфирмах или специальных «юридических клиниках» (в которых работают, в основном, студенты). Плюс возможности, декларируемые Законом «О бесплатной правовой помощи», но качество такой вызывает некоторые сомнения. Главное, чтобы потом не пришлось вспоминать пословицы «совет адвоката ничего не стоит, пока за него не уплачено» и «скупой платит дважды».

Как вариант - можно предложить юрфирмам-лидерам заниматься Pro bono по принципу «подвешенного кофе»: богатые клиенты, рассчитываясь за услуги, оставляют некоторую сумму «до востребования». Когда к юристам обращается человек, который не имеет возможности заплатить, компания оплачивает услуги своим же юристам из такого «благотворительного фонда». Это будет стимулировать юристов работать качественней, и не будет негативно отражаться на доходах компании.

Финансовые возможности: кто на что горазд

Следующая возможность благотворительности для юрбизнеса - финансовая. Юркомпании часто становятся спонсорами различных мероприятий, организовывают конкурсы, предоставляют стипендии студентам и т.п., и даже становятся основателями различных отраслевых ассоциаций и организаций.

К примеру, вариантов той же поддержки студентов много. Одни фирмы отправляют своих юристов читать бесплатные лекции студентам, другие - выплачивают именные стипендии, выступают организаторами конкурсов с денежными призами, таким образом присматриваясь к студентам в надежде найти . А третьи, с особо широко распахнутой душой, даже предоставляют лучшим участникам студенческих соревнований право подавать заявки на трудоустройство в данных компаниях.

Самыми социально значимыми благотворительными проектами юрбизнеса, безусловно, является поддержка детских домов, школ-интернатов, детских больниц. На сайтах некоторых юридических фирм предоставлены достаточно подробные отчеты о такой деятельности.

Вместе с тем, юридический бизнес хвастается и другими достижениями в сфере соцответственности. Модный тренд - организация юрфирмами выставок картин. Существенного социального эффекта от этого вряд ли стоит ожидать, зато какие красивые фотографии с презентаций получаются.

Также юридические компании активно поддерживают экологические программы, концерты, спортивные мероприятия, и даже строительство церквей.

Имидж - всё

Итак, юридический бизнес может быть социально ответственен двумя путями: либо отдавать «на благотворительность» свои финансовые средства, либо профессиональные знания. Последнее является отличительной чертой филантропии в юрбизнесе.


Но юридический бизнес - прежде всего, бизнес. В связи с этим следует отметить, что направление части ресурсов бизнеса на социальные нужды нарушает принцип максимизации прибыли, ведь средства, потраченные таким образом, являются для компании издержками. С другой стороны, если правильно организовать пиар социальной ответственности, это будет работать на имидж юрфирмы, а значит - косвенно повысит приток клиентов.

Кстати, еще не все варианты и возможности в сфере соцответственности исчерпаны юрбизнесом. Можно весьма креативно подойти к данному вопросу. Например, пойти всей фирмой сдавать кровь, - врачи говорят, это полезно для организма. Очень социально ответственно также будет отговорить хотя бы несколько десятков абитуриентов поступать на юридические факультеты - для перенасыщенного рынка это принесет огромную пользу. Также юркомпания на стороне потерпевшего могла бы безвоздмездно сопровождать дело, другой стороной по которому является представитель «золотой молодежи», совершивший правонарушение.

Кроме того, можно проводить разные аукционы-распродажи корпоративных сувениров, открывать приюты для бездомных животных, и т.д., и т.п. Но все это не учитывает специфику юрбизнеса. А ведь эксклюзив, который юрбизнес может дать обществу, - это профессиональные знания и опыт. Возможно, через несколько лет на сайтах юрфирм в разделах Pro bono появятся не общие фразы и декларации, а примеры конкретной помощи конкретным людям.

Для большинства юридических компаний некие социальные проекты - вынужденное поддержание имиджа, а не «зов души» и потребность в заботе о социально незащищенных слоях населения. К тому же, украинское законодательство о благотворительности несовершенно, особенно в налоговом аспекте. Но и при таком «раскладе» важен, прежде всего, результат, а не побуждения благодетелей.

 

«Юрлига», 30.11.2011г.