Мы ВКонтакте

Пленум ВХСУ прояснил некоторые вопросы подсудности и подведомственности дел хозсудам

24.10.2011г. Пленум Высшего хозяйственного суда Украины (далее- Пленум) на своем очередном заседании принял важное постановление - "О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам" (далее - Постановление).

Важно отметить, что действующий закон не дает прямых ответов на все вопросы относительно подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам, которые периодически возникают как у самих судей, так и у обычных граждан, обращающихся с иском в суд. В данном контексте, как действовать в тех или иных ситуациях рассказал Пленум.

Как обозначено в самом Постановлении, оно было разработано для того, чтобы суды одинаково определяли подведомственность и подсудность дел.

Подведомственность на общих основаниях

Так, в документе говорится, что хозяйственные суды на общих основаниях решают все споры между субъектами хозяйственной деятельности, а также споры связанные с:

- приватизацией государственного и коммунального имущества (кроме споров о приватизации государственного жилищного фонда), в том числе споры о признании недействительными соответствующих актов органов местного самоуправления и органов приватизации, а также споры по делам, которые возникают с корпоративных правоотношений.

В Постановлении говорится, что указанные дела подведомственные хозяйственным судам и в том случае, если сторонами в судебном процессе выступают физические лица, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности.

- созданием субъектов хозяйствования, их реорганизацией и ликвидацией, включая споры о признании недействительными учредительных документов, прекращении деятельности юридического лица и отмене их государственной регистрации, кроме соответствующих споров по иску субъектов властных полномочий;

- защитой права собственности, в том числе с признанием этого права;

-использованием в хозяйственном обороте объектов интеллектуальной собственности, включая споры по искам субъектов хозяйствования к органам государственной власти о признании недействительными актов о выдаче документов, которые свидетельствуют о праве интеллектуальной собственности, и отказом в регистрации объектов промышленной собственности.

- заключением, изменением, исполнением и расторжением всех хозяйственных договоров между субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, включая договора, которые заключаются путем проведения конкурса, биржевых торгов, аукционов и т.п. К таким договорам, в частности, относятся: об отчуждении объектов приватизации (кроме приватизации государственного жилищного фонда); о передаче государственного или коммунального имущества в аренду; о закупке товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

- признанием недействительными договоров, заключенных субъектами хозяйствования, или между субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления путем проведения публичных торгов (аукциона), в том числе договоров купли-продажи и аренды земли, а также признание недействительными актов о проведении соответствующих торгов (аукциона).

- требованиями о возмещении ущерба, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием субъекта властных полномочий или другим нарушением прав, свобод и интересов субъектом публично-правовых отношений, - при условии, что такие требования не объединяются с требованием решить публично-правовой спор и по своему субъектному составу подпадают под действие ст. 1 ХПК.

- обжалование согласно ч. 1 ст. 60 Закона Украины "О защите экономической конкуренции" решений (распоряжений) органов Антимонопольного комитета Украины и взысканием с субъектов хозяйствования сумм штрафа и пени в связи с нарушением конкурентного законодательства.

До компетенции хозяйственных судов отнесены все дела о банкротстве. При этом в пределах рассмотрения таких дел хозяйственный суд решает споры о: признании недействительными договоров, которые заключил управляющий санацией (ликвидатор); признании права собственности на имущество должника, обжалование результатов аукциона по продаже имущества должника.

Некоторые нюансы

Споры, связанные с отказом в предоставлении гражданину земельного участка для ведения фермерского хозяйства, и споры относительно распределения имущества фермерского хозяйства, которое прекратило свою деятельность, не подведомственны хозяйственным судам.

Но что касается споров, связанных с предоставлением дополнительного земельного участка фермерскому хозяйству после его создания, а также споров о прекращении деятельности фермерского хозяйства, то они согласно ст. 1 и 12 ХПК подведомственны хозяйственным судам.

По правилам хозяйственного судопроизводства должны рассматриваться дела в спорах по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, в том числе по искам специально уполномоченных государственных органов управления в области охраны окружающей среды.

При этом не подлежат рассмотрению хозяйственными судами такие дела, если хотя бы одна из сторон по делу находится за пределами Украины.

Споры между должниками и взыскателями, а также споры по искам других лиц, прав и интересов которых касаются нотариальные действия или акт, решаются хозяйственным судом по иску должника или указанных лиц к взыскателю, если субъектный состав сторон согласно спора отвечает положениям ст. 1 ХПК. То есть хотя бы одна сторона спора должна быть субъект хозяйственной деятельности. При этом нотариус не может быть ответчиком в хозяйственном процессе, а привлекается к участию в нем как третье лицо, которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора.

Пленум отмечает, что в хозяйственный суд нельзя обжаловать действия нотариуса относительно совершения исполнительной надписи, когда речь идет исключительно о нарушении нотариусом правил совершения соответствующего нотариального действия и при этом не подымается вопрос о защите права, основанного на предписаниях гражданского или хозяйственного законодательства.

Жалобы относительно исполнения решений, определений, постановлений хозяйственных судов подлежат рассмотрению хозяйственным судом, который рассматривал соответствующее дело в первой инстанции. То есть тем хозяйственным судом, который выдал исполнительный документ (приказ или определение), не зависимо от того, каким именно лицом подано жалобу. Указанные суды также рассматривают жалобы на соответствующие решения, принятые органами Государственной исполнительной службы в процессе осуществления исполнения судебных решений хозсудов. Если в иске обжалованы действия (бездействие) органа Государственной исполнительной службы в сводном исполнительном производстве, то он подлежит рассмотрению хозсудом в той части, которая касается исполнения решения этого суда, но не общего суда или другого органа, который выдал исполнительный документ.

Хозяйственным судам на общих основаниях подведомственны дела: по спорам, связанным с признанием права на имущество, на которое наложено арест и о снятии с него ареста, и по рассмотрению исков к юридическому лицу, которое обязано проводить взыскание средств с бюджета, в случае не исполнения решения по вине этого юридического лица. При этом существует условие, что сторонами в судебном процессе являются предприятия или организации в понимании ст. 1 ХПК.

Также хозсуды рассматривают дела по обжалованию решений третейских судов и по выдаче исполнительных документов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Важно отметить, что в компетенцию хозяйственных судов не входит рассмотрение вопросов по предоставлению разрешения на принудительное исполнение решений иностранных судов, арбитражей, других иностранных органов которые могут рассматривать гражданские и хозяйственные дела, а также Международного коммерческого арбитража.

Вопросы подсудности

Постановление Пленума ВХСУ также регулирует некоторые вопросы, касающиеся подсудности дел хозсудам. В частности, последним нужно учитывать, что в случае отсутствия обособленного подразделения, соответствующих полномочий или когда спор не связан с деятельностью этого подразделения, исковые материалы или дело направляются, согласно подсудности, в хозсуд по месту нахождения юридического лица.

Судьи также считают, что споры, связаны с заключением, изменением условий, расторжением, признанием недействительными соглашений, которыми предусмотрено проведение расчётов за товары (услуги, работы) в безденежной форме подлежат решению хозяйственным судом по месту нахождения одной из сторон, к которому обратился заявитель.

Подсудность дел о взыскании иностранной валюты определяется на общих основаниях.

Территориальная подсудность дел о признании договоров недействительными за исками лиц, которые не являются сторонами этих договоров (прокуроры, органы ГНС), когда ответчиками обозначено обе стороны, определяется ч. 3 ст. 17 ХПК, поэтому рассмотрение дела осуществляет тот хозсуд, к которому обратился истец. Если же хозяйственный суд, который принял дело к своему производству, соблюдая правила подсудности, привлек другого ответчика или заменил ненадлежащего ответчика, и в связи с этим дело стало подсудным другому хозсуду, - вопрос подсудности определяется по правилам ч. 3 ст. 17 ХПК, за исключением случаев, когда результатом изменений на стороне ответчика становиться исключительная подсудность дела.

Напомним, что законом установлена исключительная подсудность хозсудам дел о праве собственности на имущество или об истребовании имущества с чужого незаконного владения, или об устранении препятствий в пользовании имуществом. Такие дела рассматриваются по месту нахождения имущества. При этом Постановление гласит, что местонахождение имущества должно быть подтверждено документально. В случае невозможности такого подтверждения подсудность дела определяется на общих основаниях. (согласно ст. 15 ХПК). Если ответчиком по делу является орган, предусмотренный в ч. 4 ст. 16 ХПК (высший или центральный орган исполнительной власти, Верховная Рада АРК, Киевская или Севастопольская местные рады или областные, Киевская и Севастопольская местные государственные администрации ), то такое дело в любом случае должен рассматривать хозяйственный суд г. Киева.

Важно отметить, что с принятием Постановления утратило силу разъяснение Президиума Высшего хозяйственного суда Украины от 27.06.2007 № 04-5/120 "О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам" (с дальнейшими изменениями и дополнениями).

По материалам «Лига: Закон»