Молчаливая ликвидация

Согласно Закону № 3384-VI, который вступил в силу 18 декабря этого года, юридические лица и физические лица - предприниматели (ФЛП) получают право применять принцип молчаливого согласия в процессе прекращения деятельности. Как именно данный принцип будет применяться и на какой стадии процесса прекращения?

Ровно два года назад, в декабре 2009, в Законе "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" появилось многообещающее определение принципа молчаливого согласия. Предприниматели узнали, что в том случае если в установленном порядке подать все необходимые документы и разрешительный документ или отказ не будут получены в установленный законодательством срок, можно работать и без получения такого разрешительного документа. В январе 2010 Кабинет Министров внес в понятие некоторые уточнения и только в феврале 2011 был соответствующим образом подкорректирован Кодекс Украины об административных правонарушениях (ст. 164).

На сей раз принцип молчаливого согласия определен специально для случая государственной регистрации прекращения юридического лица и физического лица - предпринимателя. Данный принцип касается прав физического лица - предпринимателя и главы ликвидационной комиссии, а также действий государственного регистратора на этапе внесения записи о государственной регистрации прекращения деятельности ФЛП или юридического лица в Единый государственный реестр.

Смысл принципа состоит в том, что в процессе сбора документов, необходимых для регистрации прекращения, лицо больше не обязано будет неопределенный срок ожидать справки органа государственной налоговой службы и/или Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности по оплате налогов, сборов и/или единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования или решения об отказе в их выдаче.

После вступления Закона № 3384-VI в силу председатель комиссии по прекращению, ФЛП или уполномоченное ими лица получают право на подачу государственному регистратору необходимых документов для регистрации прекращения, но уже без указанных выше справок. Такое право возникает через 10 рабочих дней после окончания проведения процедуры прекращения юридического лица / мероприятий по прекращению предпринимательской деятельности ФЛП. При этом отсчет 10 рабочих дней может начаться не ранее окончания срока заявления кредиторами своих требований.

К юридическим лицам указанное право применимо как в случае прекращения юридического лица в результате ликвидации, так и в случае прекращения юридического лица в результате слияния, присоединения, разделения или преобразования. В случае когда государственная регистрация прекращения произошла по принципу молчаливого согласия, регистратор вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр.

Нужно учесть, что согласно Закону № 3384-VI действия государственного регистратора по внесению записи о прекращении на основании принципа молчаливого согласия обусловливаются наличием всех перечисленных оснований:

• окончанием процедуры прекращения, предусмотренной законом;

• окончанием срока заявления кредиторами своих требований;

• непредоставлением государственной налоговой службы и/или Пенсионным фондом указанных выше справок;

• подачей председателем комиссии по прекращению, ФЛП или уполномоченными ими лицами всех остальных необходимых для регистрации документов не ранее чем через 10 дней после проведения указанных в данном перечне процедур и истечения указанных сроков.

При этом, например, факт предоставления или непредоставления справок государственной налоговой службой и/или Пенсионным фондом регистратор сможет проверить сам. Учитывая возможность направления таких справок почтой и известную практику с задержкой таких отправлений (с одновременным внесением данных об отправлении), манипуляции со сроками не исключены. Только это, а также сопутствующее бремя ответственности регистраторов при внесении записи о прекращении без справок от налоговой службы и Пенсионного фонда уже наталкивает на определенные сомнения касательно того, что регистраторы будут торопиться делать соответствующие записи в Едином государственном реестре.

Конечно, при наличии законных оснований действия или бездеятельность регистратора, должностных лиц Пенсионного фонда и налоговой службы можно оспорить в суде. Однако в таком случае может быть потерян смысл применения принципа молчаливого согласия - принципа, направленного на сокращение времени, затраченного на процедуры по прекращению деятельности.

 

"ЮРИСТ & ЗАКОН" от 20.12.2011 № 50