Мы ВКонтакте

Налог на недвижимость: как отразится новый налог на владельцах квартир

Как известно, 1 января 2011 года вступил в силу Налоговый кодекс Украины, существенно изменивший национальную систему налогообложения и принесший новые виды налогов, в т. ч. и для рядовых граждан.

Среди них - налог на недвижимость. Этому налогу Николай Азаров в своем комментарии к Кодексу отвел ведущее место в обеспечении финансирования местного самоуправления.

Однако окончательный "запуск" этого налога в каждом населенном пункте требует принятия соответствующего решения местным советом с установлением ставок налогообложения.

Например, согласно решению Днепродзержинского городского совета от 29 июня 2011 г. № 139-09/VI "Об установлении в городе налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка" установлены ставки налога за 1 кв. м жилой площади объекта жилой недвижимости:

- для квартир, жилая площадь которых не превышает 240 кв. м, и жилых домов, площадь которых не превышает 500 кв. м, - 1 процент от размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года;

- для квартир, жилая площадь которых превышает 240 кв. м, и жилых домов, жилая площадь которых превышает 500 кв. м, - 2,7 процента от размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года.

Стоит отметить, что в данном случае депутаты установили максимально возможные ставки, предусмотренные законом, что приходится наблюдать во многих других городах.

Давайте на примере вышеуказанных ставок выясним, как отразится новый налог на владельцах квартир.

Итак, плательщики налога - физические и юридические лица, которые являются собственниками квартир или домов.

Объектом налогообложения, т. е. тем, за что, собственно, и платится налог, является объект жилой недвижимости - квартира, дом.

Следует отметить, что садовые или дачные дома не будут облагаться налогом, но не более одного дома на одного человека. Т. е. если у вас два дачных домика, то за второй налог придется платить.

Также законодатель освободил от налогообложения квартиры и дома, которые принадлежат многодетным и приемным семьям, в которых воспитывается трое и более детей, но не более одной такой квартиры или дома на семью.

Теперь разберемся с самым важным и интересным элементом налога - базой налогообложения, коей является жилая площадь объекта жилой недвижимости, т. е. налог исчисляется исходя из жилой площади квартиры или дома.

Сразу заметим, что те люди, у который в собственности находится одна квартира с жилплощадью до 120 кв. м или дом жилплощадью до 250 кв. м, налог платить не будут, т. к. законодатели предусмотрели систему льгот по его уплате.

В частности, база налогообложения объекта жилой недвижимости, находящейся в собственности физического лица - плательщика налога, уменьшается:

а) для квартиры - на 120 кв. метров;

б) для жилого дома - на 250 кв. метров.

Это значит, что если у вас квартира жилплощадью, допустим, 50 кв. м, то налоговая инспекция должна будет вычесть из них 120 кв. м. Получится "-70" кв. м, т. е. отрицательное значение, следовательно - налог не уплачивается.

Раскошелиться придется только в том случае, если после вычитания получится положительное значение.

В таком случае налог будет платиться в размере 1 % от минимальной зарплаты за каждый кв. м жилплощади, оставшийся после вычитания.

Например, жилплощадь вашей квартиры 140 кв. м. Сначала применяем льготу - вычитаем из этой жилплощади 120 кв. м. В результате получаем 20 "квадратов", которые и будут базой налогообложения.

Минимальная зарплата с 01.01.2012 года будет чуть более 1000 грн. Сумма налога, как выше указано, 1 % от "минималки" (10 грн.) за каждый "квадрат", т. е. 10 грн. умножаем на 20 кв. м и получаем 200 гривен, подлежащих уплате.

Эту сумму придется заплатить государству один раз в год, т. к. в соответствии с п. 265.6.1 Налогового кодекса базовый налоговый (отчетный) период равен календарному году.

Теперь важное уточнение.

Указанная выше льгота (120 кв. м) предоставляется один раз за базовый налоговый (отчетный) период и применяется к объекту жилой недвижимости, в которой физическое лицо - налогоплательщик зарегистрировано, или по выбору такого плательщика к любому другому объекту жилой недвижимости, который находится в его собственности.

Это означает, что если у вас две или более квартир, то льгота в виде вычитания 120 кв. м может быть применена только к одной из них. За остальные квартиры налог должен уплачиваться в общем порядке, без льгот.

Например, у вас две квартиры, одна имеет 40 кв. м жилплощади, вторая 60 кв. м жилплощади.

По умолчанию льгота будет применяться к той квартире, где зарегистрирован (по-старому - прописан) плательщик. Однако у вас есть выбор, к какой из этих квартир применить льготу. Суммирование площадей нескольких квартир для применения льготы не предусмотрено.

Поэтому льготу лучше применить к той квартире, у которой больше размер жилплощади, чтобы оставшаяся для уплаты налога квартира имела меньше «налоговых» метров.

Таким образом, применяя льготу к квартире с 60-ю жилыми квадратами, у вас для уплаты налога остается квартира с жилплощадью 40 кв. м.

Размер платежа в таком случае будет составлять: 10 грн. х 40 кв. м = 400 грн. в год.

Так же высчитывается размер налога и для третей квартиры (если, конечно, она у вас есть).

Многих может заинтересовать вопрос: каким образом налоговая инспекция узнает о наличии у человека квартир и кто будет исчислять налог?

Исчисление суммы налога с объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности физлиц, производится органом налоговой службы по местонахождению объекта жилой недвижимости

Для этого законодатели предусмотрели, что база налогообложения объектов жилой недвижимости, которые находятся в собственности физических лиц, исчисляется органом налоговой службы на основании данных Государственного реестра прав на недвижимое имущество, которые безвозмездно предоставляются органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Т. е. если у вас одна квартира в Днепродзержинске, а вторая квартира в другом городе, то исчислять налог будут налоговые инспекции этих городов отдельно для каждой из квартир.

После того, как налоговая инспекция определит сумму, подлежащую уплате, физическому лицу по местонахождению объекта жилой недвижимости до 1 июля каждого года будет направлено письменное налоговое уведомление-решение о сумме налога, подлежащей уплате вместе с платежными реквизитами.

Со дня вручения лицу указанного уведомления-решения, у него есть 60 дней, чтобы уплатить налог в бюджет.

Обращаем внимание, что уклонение граждан от получения почтовых писем от налоговой инспекции никоим образом не освободит от уплаты налога, поскольку согласно приказу ГНАУ от 22.12.2010 г. № 985, если почта не может вручить налогоплательщику налоговое уведомление-решение ввиду отсутствия по местонахождению, отказа принять налоговое уведомление-решение, ненахождения фактического местоположения налогоплательщика или по другим причинам, налоговое уведомление-решение считается врученным налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

В случае неуплаты налога в 60-дневный срок, налоговой службой будут применяться меры принудительного взыскания задолженности.

Если плательщик не согласен с решением налоговиков, он на основании документов, подтверждающих его право собственности на объект налогообложения и место проживания (регистрации), имеет право обратиться в органы государственной налоговой службы для сверки данных по жилой площади жилой недвижимости, льготы по уплате налога, ставки налога и начисленной суммы налога.

Что касается юридических лиц, то они самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 1 февраля этого же года подают в орган государственной налоговой службы по местонахождению объекта налогообложения декларацию по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса, с разбивкой годовой суммы равными долями ежеквартально.

Льгот для юридических лиц не предусмотрено.

Заключение

Несмотря на, казалось бы, детальное описание в Кодексе налога и порядка его уплаты, не совсем ясным все же остается механизм его администрирования и взимания.

Например, в Кодексе не определено, каким образом будет происходить выбор или изменение плательщиком той или иной квартиры (дома) для применения льготы, какие для этого нужны документы, справки, заявления.

Поэтому необходимо дождаться соответствующих подзаконных актов и разъяснений Кабинета Министров Украины и Государственной налоговой службы.

 

 

"ЮРИСТ & ЗАКОН" от 29.11.2011 г., № 47