Мы ВКонтакте

Закон о гуманизации, или От тюрьмы и сумы не зарекайся

Закон о гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хоздеятельности вступил в силу недавно, но правоохранительные органы и суды уже активно применяют его на практике. Наиболее актуальные положения и процедуры Закона проанализировал старший юрист ЮБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Гребенюк.

Общая характеристика изменений и наиболее актуальные положения и процедуры

17 января вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности и служебной деятельности», более известный как Закон о гуманизации. Основным нововведением стало изменение меры ответственности за совершение значительного количества экономических преступлений. Кроме декриминализации ряда статей Уголовного кодекса, законодатель также предусмотрел гуманизацию наказания за экономические преступления, значительно увеличил размер штрафов, изменил порядок взятия под стражу и существенно увеличил размер залога. В целом же Закон о гуманизации вносит изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Таможенный кодексы Украины, а также Кодекс об административных правонарушениях.

Ожидается, что Закон получит самое широкое применение. Несмотря на вступление Закона в силу чуть более недели назад, правоохранительные органы и суды уже активно применяют его на практике. Принятые изменения в первую очередь касаются лиц, которые несут уголовную ответственность за хозяйственную деятельность предприятия (директоров, главных бухгалтеров и т.п.). Но это справедливо не только для должностных, но и для частных лиц, например, за открытие валютных счетов.

Юридический анализ принятых нововведений показал, что «гуманность» некоторых положений заставляет задуматься: несмотря на смягчение наказания за ряд правонарушений, в других случаях Закон даже ужесточил существовавшие прежде санкции. Кроме того, фактическое отсутствие максимально допустимого размера штрафа и залога также не добавит прозрачности практике применения данного Закона.

Итак, проанализируем основные изменения.

Декриминализация

 

Речь идет о декриминализации 17 видов правонарушений, которые перестали быть уголовно наказуемыми и их состав был исключен из Уголовного кодекса.

 

Декриминализированные правонарушения:

 

- Контрабанда (товарная);

- Нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности и деятельности по предоставлению финансовых услуг;

- Занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности;

- Уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте;

- Незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов;

- Нарушение правил сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней;

- Подделка проездных билетов и знаков почтовой оплаты;

- Незаконное изготовление, сбыт или использование государственного пробирного клейма;

- Фиктивное банкротство;

- Сокрытие устойчивой финансовой несостоятельности;

- Незаконные действия в случае банкротства;

- Размещение ценных бумаг без регистрации их выпуска;

- Обман покупателя или заказчика;

- Фальсификация средств измерения;

- Принуждение к антиконкурентным согласованным действиям;

- Незаконные действия относительно приватизационных бумаг;

- Несоблюдение лицом обязательных условий относительно приватизации государственного, коммунального имущества или предприятий и их дальнейшего использования.

Все указанные выше преступления были перенесены в Кодекс об административных правонарушениях и за их совершение сейчас, соответственно, наступает административная ответственность в виде штрафа.

 

Гуманизация наказания за экономические преступления

 

В уголовном праве гуманизация наказаний предусматривает смягчение наказания за совершение определенных преступлений или замену наказания на такие виды, которые не связаны с лишением свободы. Поскольку экономические преступления по своей сути и характеру общественной опасности всегда отличались от всех других преступлений, то существующий неоправданно широкий круг оснований для применения наказания в виде лишения свободы за совершение этих преступлений давно требовал пересмотра. Это и было сделано. Все виды наказания, предусмотренные в 26 статьях о преступлениях в сфере хозяйственной деятельности, в том числе и лишение свободы, были заменены штрафом.

 

Гуманизированные правонарушения:

 

- Незаконные действия с документами на перевод, платежными карточками и другими средствами доступа к банковским счетам, оборудованием для их изготовления;

- Незаконный оборот дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования и сырья для их изготовления;

- Занятие игорным бизнесом;

- Фиктивное предпринимательство;

- Умышленное нарушение требований законодательства о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

- Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей);

- Уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;

- Незаконное изготовление, подделка, использование либо сбыт незаконно изготовленных, полученных или поддельных марок акцизного сбора или контрольных марок;

- Доведение до банкротства;

- Мошенничество с финансовыми ресурсами;

- Нарушение порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;

- Изготовление, сбыт и использование поддельных негосударственных ценных бумаг;

- Умышленное введение в обращение на рынке Украины (выпуск на рынок Украины) опасной продукции;

- Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара;

- Незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну;

- Разглашение коммерческой или банковской тайны;

- Незаконное использование инсайдерской информации;

- Сокрытие информации о деятельности эмитента;

- Незаконная приватизация государственного, коммунального имущества;

- Злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы;

- Превышение полномочий должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы;

- Злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги;

- Коммерческий подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы;

- Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги.

Значительное увеличение размера штрафов

 

Несмотря на значительное смягчение наказания, законодатель увеличил материальное бремя ответственности за экономические преступления. Так, размер штрафа, как санкции за совершение указанных выше преступлений, значительно вырос. Если ранее максимальная сумма штрафа составляла 17 000 грн. (1000 необлагаемых минимумов доходов граждан), то сейчас - 850 000 грн. (50 000 необлагаемых минимумов доходов граждан). Как видим, размер штрафа вырос в 50 раз.

Интересным является тот факт, что размер штрафа вырос не только там, где в наказании было предусмотрено лишение свободы, но и в тех санкциях, которые предусматривали наказание только в виде штрафа или общественных либо исправительных работ. Фактически, ответственность по целому ряду статей ужесточилась, поскольку в несколько раз были увеличены ранее действующие штрафы.

В данном контексте речь идет, например, о ч.1.ст.203-2 «Занятие игорным бизнесом», ч.1 ст. 212 «Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)», ч.1 ст. 212-1 «Уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование» и других статьях.

Несмотря на то, что штрафы выросли в разы, появилась норма о том, что размер штрафа не может быть меньше размера имущественного ущерба, причиненного преступлением, или полученного в результате совершения преступления дохода,независимо от предельного размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи. Говоря другими словами, установленный в санкции статьи максимальный размер штрафа отнюдь не означает, что это предел возможного размера штрафа. Таким образом, ни в Уголовном кодексе, ни в другом ином Законе не предусмотрен максимально возможный размер штрафа, который фактически может достигать многомиллионных сумм.

Поскольку размер штрафа стал очень большим, то понятно, что на практике будет возникать вопрос, а что делать, если лицо не в состоянии уплатить штраф. Учитывая низкий среднестатистический доход граждан Украины и большой размер штрафов, то такой вопрос будет возникать очень часто. Добавляет актуальности этой проблеме и чрезмерная зарегулированность бизнеса, и противоречивое законодательство, соблюсти которое предприятиям очень сложно.

В связи с этим следует отметить, что в Законе предусмотрена возможность выплаты штрафа в рассрочку сроком до 1 года. Если же лицо не может уплатить штраф, сумма которого меньше 51 000 грн., то суд может его изменить на общественные или исправительные работы. А если не может быть уплачен штраф, сума которого больше 51 000 грн., то суд может изменить его на лишение свободы.

Предусмотрено специальное соотношение размера штрафа и общественных работ, исправительных работ и лишения свободы. Например, 1 день лишения свободы равен 136 грн.; 1 час общественных работ равен - 17 грн.; 1 месяц исправительных работ - 340 грн.

Изменение порядка взятия под стражу

 

Ни для кого не секрет, что правоохранительные органы Украины могут использовать предусмотренные уголовным процессуальным законодательством механизмы для давления на хозяйственных субъектов и чрезмерного вмешательства в их деятельность.

Одним из таких механизмов было необоснованное применение к ним такой меры пресечения, как заключение под стражу. Согласно внесенных изменений, к подозреваемому в совершении экономических преступлений теперь может быть применен только залог или взятие под стражу. Таким образом, к подозреваемому, в первую очередь, должен применяться залог, и только, когда подозреваемый не внес залог или нарушает возложенные на него обязательства, то он может быть заключен под стражу. Вопрос о размере залога освещен чуть ниже, а что касается обязанностей, которые могут быть возложены на лицо при применении залога, то это могут быть следующие обязанности:

- являться на вызов в орган дознания, досудебного следствия, прокурора или суда, а при невозможности явиться по уважительным причинам - заблаговременно сообщать об этом должностное лицо или орган, осуществивший вызов;

- не отлучаться из населенного пункта, в котором оно зарегистрировано, проживает или находится, без разрешения следователя или органа, в производстве которого находится уголовное дело;

- информировать должностное лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, об изменении своего места жительства и / или места работы в течение двух суток с момента таких изменений;

- воздерживаться от общения с определенным лицом или общаться с ним с соблюдением определенных условий;

- не посещать определенные места;

- сдать на хранение в соответствующие органы государственной власти свой паспорт (паспорта) для выезда за границу, другие документы, предоставляющие право на выезд из Украины и въезд в Украину, которые возвращаются немедленно после отмены соответствующей меры пресечения или возложенного обязательства.

Таким образом, если лицо имеет финансовую возможность внести залог (или за него это сделали другие лица), и при надлежащем исполнении возложенных на него обязанностей, то такое лицо не может быть взято под стражу. Но если у него нет такой финансовой возможности, то у него нет и никаких других вариантов - ему придется быть под стражей в течении всего периода следствия и судебного рассмотрения.

Несколько изменений коснулись процедуры взятия под стражу в целом. Так, заключение под стражу не может быть применено к ранее несудимому лицу, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Эти положения, однако не касаются случаев, когда это лицо, находясь на свободе, скрывалось от органов дознания, досудебного следствия или суда, препятствовало установлению истины по делу или продолжило преступную деятельность.

Предусмотрена возможность изменения меры пресечения и для лиц, которые сейчас находятся под стражей. Такие лица, которые обвиняются в совершении экономических преступлений, могут быть освобождены из-под стражи под залог.

Увеличение размера залога

 

Существенно увеличился и размер залога, который варьируется в зависимости от степени тяжкости преступления таким образом:

- за преступление небольшой или средней тяжести размер залога может составлять от 300 до 1000 необлагаемых налогом минимумов (5 100 - 17 000 грн.);

- за тяжкое преступление размер залога установлен в размере от 1000 до 4 500 необлагаемых налогом минимумов (17 000 - 76 500 грн);

- за особо тяжкое преступление - 4 500-17 000 необлагаемых налогом минимумов (76 500 - 289 000 грн.).

Несмотря на эти цифры, Закон разрешает суду установить большую сумму залога, чем 289 000 грн., еслисуд считает, что это необходимо для выполнения обязанностей (мы о них говорили выше), которые возлагаются на лицо. Если лицо не выполняет указанные обязанности, то залог, по решению суда, обращается в доход государства.

Важным положением является норма о том, что во всех случаях размер залога не может быть меньше размера гражданского иска, размера имущественного ущерба или размера полученного в результате преступления дохода. Как видим размер залога, по сути, не ограничен. При этом сумма залога должна быть внесена на специальный счет соответствующего органа в течении 5 дней с момента вынесения постановления. Абсолютно очевидно, что для большинства граждан внесение суммы, которая в 106 раз превышает размер средней месячной зарплаты, в течение такого короткого периода времени будет достаточно сложной задачей. Поэтому, к сожалению, можно ожидать, что в достаточно большом ряде случаев к подозреваемым будет применяться взятие под стражу.

 

«ЮрЛига», 27.01.2012