Мы ВКонтакте

ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения

 

ГОСТ Р 22.1.01-95


Государственный стандарт Российской Федерации

Безопасность
в чрезвычайных ситуациях


Мониторинг и прогнозирование
Основные положения


Предисловие


1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 г. № 560
3. Введен впервые
Содержание
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Определения и сокращения
4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС
5. Требования к нормативному обеспечению
6. Требования к метрологическому обеспечению
ГОСТ Р 22.1.01-95


Государственный стандарт Российской Федерации

Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Мониторинг и прогнозирование
Основные положения
Safety in emergencies.
Monitoring and forecasting.


Basic principles

Дата введения 1997–01–01


1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды (далее – мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы.
Положения стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.


2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий
ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения
ГОСТ 28906-91 Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель


3. Определения и сокращения
3. 1. В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:
3.1.1. мониторинг окружающей среды – по ГОСТ Р 22.1.02.
3.1.2. прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС – по ГОСТ Р 22.1.02.
3.1.3. метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.


4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС
4.1. Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:
– организационной структуры;
– общей модели системы, включая объекты мониторинга;
– комплекса технических средств;
– моделей ситуации (моделей развития ситуаций);
– методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;
– информационной системы.
4.1.1. Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:
– природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06;
– биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04;
– техногенных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05;
– чрезвычайных ситуаций в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения.
4.1.2. Организационная структура в общем случае включает в себя:
– орган управления системы мониторинга соответствующего уровня (по 4.2);
– службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);
– службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека;
– службу технического обеспечения деятельности системы.
4.1.3. Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:
– обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров;
– обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации ( в соответствии с моделью ЧС).
4.1.4. Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать:
– общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления;
– комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;
– критерии принятия решений.
Примечание – При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также перечень источников ЧС и механизм их взаимодействия.
4.1.5. Методы наблюдения и контроля должны содержать:
– описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;
– значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;
– режим наблюдений- непрерывный или периодический;
– точность измерений наблюдаемых параметров;
– правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления.
4.1.6. Методы прогнозирования ЧС включают:
– описание прогнозируемых процессов, явлений;
– перечень исходных данных для прогнозирования;
– правила оценки репрезентативности исходных данных;
– алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению;
– перечень выходных данных.
4.1.7. Информационная система мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.
Система должна строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами.
Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ абонентам.
Информационная система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение.
4.2. В зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга:
– глобальный;
– национальный;
– региональный;
– местный;
– локальный.
Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.


5. Требования к нормативному обеспечению
5.1. Нормативное обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС включает:
– законодательные акты;
– нормативные документы по стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты;
– нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного управления.
5.2. Объектами нормативного обеспечения являются элементы сис­те­мы мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3.
5.3. В состав комплекса нормативных документов мониторинга включают документы, действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости установить специфические требования.


6. Требования к метрологическому обеспечению
6.1. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в целях получения результатов измерений и контроля, использование которых исключает или сводит к допустимому уровню риск принять неправильное решение или получить неверный управляющий сигнал в системах управления.
6.2. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнози­рования ЧС должно быть основано на положениях Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательных актах, стандартах и других нормативных документах Государственной системы обеспечения единства измерений.
6.3. Номенклатура измеряемых величин должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на основе создания моделей ситуации (моделей развития ситуации).
6.4. Требования к точности изменений устанавливают, исходя из необходимости исключения или снижения до допустимого уровня риска принять неправильное решение о развитии ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве нормальных (фоновых), допустимых и критических.