ГОСТ 20444-85 (1994) Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики

ГОСТ 20444-85


УДК 534.836.2.08:006.354                                                                                    Группа Т34


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА СССР


Шум

ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ

Методы измерения шумовой характеристики


Noise. Traffic flows. Methods of noise
characteristic measurement


ОКП 57 6200
Дата введения 1986-01-01


РАЗРАБОТАН

Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР
Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Госгражданстроя
Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта МПС
Московским ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Минздрава РСФСР
Московским научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования Мосгорисполкома
Научно-исследовательским институтом московского строительства ордена Ленина Главмосстроя при Мосгорисполкоме
Московским ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институтом инженеров железнодорожного транспорта МПС

РАЗРАБОТЧИКИ

Г.Л. Осипов, д-р техн. наук; В.Е. Коробков, канд. техн. наук; В.А. Аистов; Б.С. Зотов; Г.В. Бутаков, д-р техн. наук; Н.П. Тагер, канд. техн. наук; А.С. Прохода, канд. техн. наук; Б.Г. Прутков,   канд. техн. наук; И.Л. Карагодина, д-р мед. наук; А.П. Путилина, канд. мед. наук; А.А. Гацолаев; А.Н. Смирнов; Ю.В. Полянский

ВНЕСЕН Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР

Директор В.А. Дроздов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 апреля 1985 г. № 59

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 1994 г.


Настоящий стандарт устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах, автомобильных и железных дорогах.

Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 1996-1 и ИСО 3095 в части проведения измерения.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Измерения в соответствии с настоящим стандартом должны проводиться для оценки  фактического шумового режима и составления карты шума улично-дорожной сети населенных пунктов.
1.2. Шумовой характеристикой транспортных потоков является эквивалентный уровень звука  , дБА.

2. АППАРАТУРА

2.1. Измерение эквивалентного уровня звука следует проводить интегрирующими шумомерами, комбинированными измерительными системами или автоматическими устройствами, соответствующими ГОСТ 17187-81.
Допускается применение шумомеров со стрелочным индикатором уровней звука, соответствующих ГОСТ 17187-81.
2.2. Аппаратура, предназначенная для измерения  шумовой характеристики, должна иметь действующие свидетельства о государственной или ведомственной поверке.
2.3. Калибровку аппаратуры необходимо проводить до и после проведения измерения шумовой характеристики транспортных потоков.

Примечание. Предпочтительными являются такие способы калибровки, которые включают поверку всей измерительной системы с измерительным микрофоном.

3. УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ

3.1. Места проведения измерения следует выбирать на участках улиц и дорог с установившейся скоростью движения транспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта.
3.2. Измерения следует проводить при условии, что поверхность  проезжей части улиц и автомобильных дорог должна быть чистой и сухой, а балластный слой трамвайных и железнодорожных путей не должен быть мокрым и промерзшим.
3.3. Время проведения измерения необходимо устанавливать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков.
3.4. Измерение не должно проводиться во время  выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с необходимо применять колпак для  защиты измерительного микрофона от ветра.
3.5. При проведении измерения шума следует учитывать воздействие вибраций, магнитных и электрических полей, радиоактивного излучения и других неблагоприятных факторов, влияющих на результаты измерения, согласно инструкциям по эксплуатации приборов.

4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

4.1. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (в дальнейшем - автомобили), мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды (в дальнейшем - мотоциклы), а также троллейбусы и трамваи, измерительный микрофон должен располагаться на тротуаре или обочине на расстоянии (7,5  0,2) м от оси  ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств на высоте (1,5 0,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 7,5 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук.
В случае расположения улицы или дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 0,1) м от уровня земли.
4.2. При проведении измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (25 0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального железнодорожного пути на высоте (1,5 0,1) м от уровня земли.
В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 25 м от оси ближнего к точке измерения железнодорожного пути, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5   0,1) м от уровня земли.
4.3. Измерительный микрофон должен быть направлен в сторону транспортного потока. Оператор, проводящий измерение, должен находиться на расстоянии не менее чем 0,5 м от измерительного микрофона.
4.4. Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры при проведении измерения уровней звука следует устанавливать в положение «А», а переключатель временной характеристики  - в положение согласно требованиям инструкций по эксплуатации приборов.
4.5. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, должен охватывать  проезд не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях.
4.6. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях.
4.7. Продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов должна составлять не менее 1 ч.
4.8. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука интервал между отсчетами уровней звука должен составлять от 2 до 3 с. Отсчет уровней звука необходимо производить как при наличии, так и при отсутствии на участке измерения движущихся транспортных средств. Значения уровней следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета.
4.9. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого  входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять уровень звука  , дБА, в период прохождения трамвая или железнодорожного поезда перед измерительным микрофоном по среднему показанию при колебании стрелки прибора.
4.10. Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА.
4.11. Уровни звука помех, создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных средств, должны быть не менее чем на 20 дБА ниже уровней при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств, включая помехи.
4.12. Одновременно с измерением шумовой характеристики транспортного потока следует определять его состав и интенсивность движения. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять также скорость их движения.

5. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ

5.1. Результаты измерения шумовой характеристики транспортного потока и данные по его составу, интенсивности и скорости движения должны представляться в форме протокола в соответствии с приложением 1.
5.2. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 2.
5.3. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого  входят только трамваи, при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 3.
5.4. Эквивалентный уровень звука потока железнодорожных поездов при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 4.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЯ
ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА

1. Место  проведения измерения.
2. Дата и время проведения измерения.
3. Продолжительность проведения измерения.
4. Аппаратура.
5. Эквивалентный уровень звука.
6. Форма 1 для записи измеряемых уровней звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
7. Форма 2 для расчета  эквивалентного уровня звука  транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
8. Форма 3 для определения интенсивности движения и состава транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
9. Форма 4 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения потока трамваев.
10. Форма 5 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения и состава потока железнодорожных поездов.
11. Схематический ситуационный план участка.
12. Поперечный разрез участка.
13. Продольный уклон проезжей части улицы или дороги.
14. Тип и состояние покрытия проезжей части улицы или дороги.
15. Тип верхнего строения железнодорожного или трамвайного пути.
16. Название организации, проводившей измерение.
17. Должности, фамилии и подписи лиц, проводивших измерение.

Форма 1

Уровни звука, дБА

                                                                            

                                                                            

                                                                            

Форма 2

Интервалы уровней звука, дБА    Отметка отсчетов уровней звука в интервале    Число отсчетов уровней звука  в интервале    Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %    Частные индексы
1     2    3    4    5
От 18 до 22                 
« 23 « 27                
« 28 « 32                
« 33 « 37                
« 38 « 42                
« 43 « 47                
« 48 « 52                
« 53 « 57                
« 58 « 62                
« 63 « 67                
« 68 « 72                
« 73 « 77                
« 78 « 82                
« 83 « 87                
« 88 « 92                
« 93 « 97                
« 98 « 102                
Суммарное число отсчетов уровней звука ...    Суммарный индекс ...

...дБА. Эквивалентный уровень звука   ...дБА.
Примечание. Формы 1 и 2 заполняются при измерении шумовой характеристики шумомером со стрелочным индикатором уровней звука.


Форма 3

    Виды транспортных средств            Трамваи

Направление движения    
Легковые автомобили     Грузовые автомобили, автомобили- тягачи и автопоезда    
Автобусы    
Троллейбусы    Мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды    Суммарное число транспортных средств    Интенсивность движения, ед./ч    

Число    Интенсивность движения, тр./ч
    Число    Доля, %    Число    Доля, %    Число    Доля, %    Число    Доля, %    Число    Доля, %                
А - Б
                                                        
Б - А
                                                        
В обоих направлениях                                                        

Примечания:
1. Начало и окончание подсчета транспортных средств должны быть синхронизированы с началом и окончанием измерения уровней звука.
2. К легковым автомобилям следует относить и другие транспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля.
3. Долю транспортных средств данного вида следует рассчитывать от суммарного числа транспортных средств.
4. Интенсивность движения следует определять перемножением суммарного числа транспортных средств на коэффициент 60/  , где   - продолжительность измерения, мин.
5. Направление А - Б соответствует направлению возрастания нумерации домов.


Форма 4

Уровень звука  , дБА    Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном
, с    Длина трамвая
, м    Скорость движения трамвая
, м/с    Время действия уровня звука
  дБА,  , с
1    2    3    4    5

Примечания:
1. Скорость движения трамвая  , м/с, следует определять по формуле


где  - длина трамвая, м;
- время проезда трамвая перед измерительным микрофоном, с.
2. Время действия уровня звука   дБА,  , с, следует определять по номограмме.

Форма 5

Тип поезда    Уровень звука
, дБА    Время проезда поезда перед измерительным микрофоном
, с    Время проезда головной частью поезда участка железнодорожного  пути длиной 50 м
, с    Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м
, с    Скорость движения поезда
, м/с
1    2    3    4    5    6

Примечание. Скорость движения поезда  , м/с следует определять по формуле






ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА,
В СОСТАВ КОТОРОГО МОГУТ ВХОДИТЬ АВТОМОБИЛИ,
ТРОЛЛЕЙБУСЫ, МОТОЦИКЛЫ, А ТАКЖЕ ТРАМВАИ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
1. Диапазон подлежащих измерению уровней звука разбивают на следующие интервалы: от 18 до 22, от 23 до 27, от 28 до 32, от 33 до 37, от 38 до 42, от 43 до 47, от 48 до 52, от 53 до 57, от 58 до 62, от 63 до 67, от 68 до 72, от 73 до 77, от 78 до 82, от 83 до 87, от 88 до 92, от 93 до 97, от 98 до 102 дБА.
2. Измеренные уровни звука (форма 1 приложения  1) распределяют по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2 приложения 1. Подсчитывают число отсчетов уровней звука в каждом интервале и суммарное число отсчетов. Результаты указанных операций записывают (отметками и цифрами) в графы 2 и 3 формы 2 приложения 1.
3. Вычисляют доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 4 формы 2 приложения 1.
4. Определяют частные индексы по табл. 1 в зависимости от интервала и доли числа отсчетов в данном интервале уровней  звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 5 формы 2 приложения 1.


Таблица 1

Доля числа    Интервалы уровней звука, дБА
отсчетов в данном интервале уровней звука     От 18
до 22    От 23
до 27    От 28
до 32    От 33
до 37    От 38
до 42    От 43
до 47    От 48
до 52    От 53
до 57    От 58
до 62    От 63
до 67
в суммарном числе отсчетов, %    Частные индексы
0,1    0    0    0    0    1    3    10    32    100    316
0,2    0    0    0    1    2    6    20    63    200    632
0,3    0    0    0    1    3    9    30    95    300    949
0,4    0    0    0    1    4    13    40    126    400    1265
0,5    0    0    1    2    5    16    50    158    500    1581
0,6    0    0    1    2    6    19    60    190    600    1897
0,7    0    0    1    2    7    22    70    221    700    2213
0,8    0    0    1    3    8    25    80    253    800    2530
0,9    0    0    1    3    9    28    90    285    900    2846
1,0    0    0    1    3    10    32    100    316    1000    3162
1,3    0    0    1    4    13    41    130    411    1300    4111
1,7    0    1    2    5    17    54    170    538    1700    5375
2,0    0    1    2    6    20    63    200    632    2000    6324
3    0    1    3    9    30    95    300    949    3000    9486
4    0    1    4    13    40    126    400    1265    4000    12648
5    1    2    5    16    50    158    500    1581    5000    15810
6    1    2    6    19    60    190    600    1897    6000    18972
7    1    2    7    22    70    221    700    2213    7000    22134
8    1    3    8    25    80    253    800    2530    8000    25296
9    1    3    9    28    90    285    900    2846    9000    28458
10    1    3    10    32    100    316    1000    3162    10000    31620
12    1    4    12    38    120    379    1200    3794    12000    37944
14    1    4    14    44    140    443    1400    4427    14000    44268
16    2    5    16    51    160    506    1600    5059    16000    50592
18    2    6    18    57    180    569    1800    5692    18000    56976
20    2    6    20    63    200    632    2000    6324    20000    63240
25    3    8    25    79    250    791    2500    7905    25000    79050
30    3    9    30    95    300    949    3000    9486    30000    94860
35    4    11    35    111    350    1107    3500    11067    35000    110670
40    4    13    40    126    400    1265    4000    12648    40000    126480
45    5    14    45    142    450    1423    4500    14229    45000    142290
50    5    16    50    158    500    1581    5000    15810    50000    158100
60    6    19    60    190    600    1897    6000    18972    60000    189720
70    7    22    70    221    700    2213    7000    22134    70000    221340
80    8    25    80    253    800    2530    8000    25296    80000    252960
90    9    28    90    285    900    2846    9000    28458    90000    284580
100    10    32    100    316    1000    3162    10000    31620    100000    316200

Продолжение табл. 1

Доля числа    Интервалы уровней звука, дБА
отсчетов  в данном интервале уровней звука в    От 68
до 72    От 73
до 77    От 78
до 82    От 83
до 87    От 88
до 92    От 93
до 97    От 98
до 102
суммарном числе отсчетов, %    Частные индексы
0,1    1000    3162    10000    31620    100000    316200    1000000
0,2    2000    6324    20000    63240    200000    632400    2000000
0,3    3000    9486    30000    94860    300000    948600    3000000
0,4    4000    12648    40000    126480    400000    1264800    4000000
0,5    5000    15810    50000    158100    500000    1581000    5000000
0,6    6000    18972    60000    189720    600000    1897200    6000000
0,7    7000    22134    70000    221340    700000    2213400    7000000
0,8    8000    25296    80000    252960    800000    2529600    8000000
0,9    9000    28458    90000    284580    900000    2845800    9000000
1,0    10000    31620    100000    316200    1000000    3162000    10000000
1,3    13000    41106    130000    411060    1300000    4110600    13000000
1,7    17000    53754    170000    537540    1700000    5375400    17000000
2,0    20000    63240    200000    632400    2000000    6324000    20000000
3    30000    94860    300000    948600    3000000    9486000    30000000
4    40000    126480    400000    1264800    4000000    12648000    40000000
5    50000    158100    500000    1581000    5000000    15810000    50000000
6    60000    189720    600000    1897200    6000000    18972000    60000000
7    70000    221340    700000    2213400    7000000    22134000    70000000
8    80000    252960    800000    2529600    8000000    25296000    80000000
9    90000    284580    900000    2845800    9000000    28458000    90000000
10    100000    316200    1000000    3162000    10000000    31620000    100000000
12    120000    379440    1200000    3794400    12000000    37944000    120000000
14    140000    442680    1400000    4426800    14000000    44268000    140000000
16    160000    505920    1600000    5059200    16000000    50592000    160000000
18    180000    569160    1800000    5691600    18000000    56916000    180000000
20    200000    632400    2000000    6324000    20000000    63240000    200000000
25    250000    790500    2500000    7905000    25000000    79050000    250000000
30    300000    948600    3000000    9486000    30000000    94860000    300000000
35    350000    1106700    3500000    11067000    35000000    110670000    350000000
40    400000    1264800    4000000    12648000    40000000    126480000    400000000
45    450000    1422900    4500000    14229000    45000000    142290000    450000000
50    500000    1581000    5000000    15810000    50000000    158100000    500000000
60    600000    1897200    6000000    18972000    60000000    189720000    600000000
70    700000    2213400    7000000    22134000    70000000    221340000    700000000
80    800000    2529600    8000000    25296000    80000000    252960000    800000000
90    900000    2845800    9000000    28458000    90000000    284580000    900000000
100    1000000    3162000    10000000    31620000    100000000    316200000    1000000000


5. Вычисляют суммарный индекс, складывая полученные частные индексы.
6. Определяют величину  , дБА, по табл. 2 в зависимости от полученного значения суммарного индекса.

Таблица 2

Суммарный индекс     , дБА    Суммарный индекс     , дБА    Суммарный индекс     , дБА    Суммарный индекс     , дБА
10    10    1585    32    251200    54    39810000    76
13    11    1995    33    316200    55    50120000    77
16    12    2512    34    398100    56    63100000    78
20    13    3162    35    501200    57    79430000    79
25    14    3981    36    631000    58    100000000    80
32    15    5012    37    794300    59    125900000    81
40    16    6310    38    1000000    60    158500000    82
50    17    7943    39    1259000    61    199500000    83
63    18    10000    40    1585000    62    251200000    84
79    19    12590    41    1995000    63    316200000    85
100    20    15850    42    2512000    64    398100000    86
126    21    19950    43    3162000    65    501200000    87
159    22    25120    44    3981000    66    631000000    88
200    23    31620    45    5012000    67    794300000    89
251    24    39810    46    6310000    68    100000000    90
316    25    50120    47    7943000    69         
398    26    63100    48    10000000    70         
501    27    79430    49    12590000    71         
631    28    100000    50    15850000    72         
794    29    125900    51    19950000    73         
1000    30    158500    52    25120000    74         
1259    31    199500    53    31620000    75         

7. Эквивалентный уровень звука  , дБА, вычисляют по формуле



Пример расчета

На магистральной улице проведены измерения уровней звука, результаты которых представлены в форме 1.
Форма 1

Уровни звука, дБА
59    63    65    64    66    65    67    67    69    71    74    75    73    71    68    69    71    70    73    74
72    68    67    65    63    63    65    67    68    70    71    72    74    72    70    69    67    67    65    64
64    66    67    67    69    70    70    72    73    75    73    71    71    69    69    68    66    68    69    71
71    70    68    67    65    66    65    63    64    66    67    66    69    70    71    71    70    69    68    68
66    67    65    66    68    70    71    70    72    74    75    73    72    70    68    69    71    70    71    68
69    71    70    72    74    76    74    75    77    75    76    74    73    71    73    70    69    71    73    75
74    76    77    77    75    76    74    73    71    70    72    69    68    70    73    71    74    75    77    75
76    73    72    69    66    68    67    66    65    63    62    63    64    61    62    60    61    63    65    64
67    68    70    73    71    72    74    74    75    74    71    70    68    70    69    67    63    62    64    67
66    68    69    71    71    73    74    72    70    73    76    75    73    70    68    66    67    69    67    65
63    65    64    65    67    66    67    69    72    73    74    76    75    77    79    77    75    76    73    71
69    66    64    63    65    63    64    63    65    67    70    71    70    72    71    73    75    74    76    77
76    74    71    70    71    69    67    68    66    65    64    62    64    68    69    72    74    75    77    80
76    73    71    69    67    68    65    67    69    68    70    71    70    72    72    69    67    64    63    61
60    63    66    65    67    70    73    74    77    75    72    70    71    69    70    68    67    65    62    61

Требуется рассчитать эквивалентный уровень звука  , дБА.
Расчет производим в следующем порядке.

1. Измеренные уровни звука, представленные в форме 1, распределяем по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2. Отсчеты уровней звука в каждом интервале заносим в графу 2 формы 2 в виде отметок.
2. Подсчитываем число отметок отсчетов уровней звука в каждом интервале.

Форма 2

Интервалы уровней звука, дБА     Отметки отсчетов уровней
звука в интервале    Число отсчетов уровней звука в интервале    Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %    Частные индексы
1    2    3    4    5
От 18 до 22                   
« 23 « 27                   
« 28 « 32                   
« 33 « 37                   
« 38 « 42                   
« 43 « 47                   
« 48 « 52                   
« 53 « 57                   
« 58 « 62    ////////////    12    4    4000
« 63 « 67    //////////////////////////////
//////////////////////////////
////////////////////////////    88    30    94860
« 68 « 72    ////////////////////////////////////////
///////////////////////////////////////
///////////////////////////////////////////    123    40    400000
« 73 « 77    /////////////////////////
/////////////////////////
/////////////////////////    75    25    790500
« 78 « 82    //    2    0,7    70000
« 83 « 87                
« 88 « 92                
« 93 « 97                
« 98 « 102                

Суммарное число отсчетов уровней звука 300. Суммарный индекс 1359360  =61 дБА. Эквивалентный уровень звука   =71 дБА.

Результаты подсчетов заносим в графу 3 формы 2.
3. В зависимости от полученного числа отсчетов уровней звука вычисляем доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в процентах и в суммарном числе отсчетов уровней звука, которое в рассматриваемом примере равно 300. Так, например, в интервале уровней звука от 73 до 77 дБА сделано 75 отсчетов, доля которых в суммарном числе отсчетов составляет 25 %.
Полученные доли числа отсчетов заносим в графу 4 формы 2.
4. По табл. 1 приложения 2 определяем частные индексы в зависимости от интервалов (графа 1 формы 2) и доли числа отсчетов уровней звука в суммарном числе отсчетов (графа 4 формы 2).
Если в табл. 1 отсутствует значение данной доли числа отсчетов, значение частного индекса берется для доли числа отсчетов, ближайшей по величине к данной доле числа отсчетов. Так, например, для интервала уровней звука от 58 до 62 дБА и доли числа отсчетов 4 частный индекс равен 4000; для интервала от 63 до 67 дБА и доли числа отсчетов 30 частный индекс равен 94860 и т. д.
Результаты подсчетов заносим в графу 5 формы 2.
5. Вычисляем суммарный индекс, равный сумме полученных частных индексов. В настоящем примере суммарный индекс равен 1359360.
6. Для полученного суммарного индкеса определяем по табл. 2 приложения 2 величину   , дБА, которая в данном случае равна 61 дБА (принимается значение поправки по наиболее близкому указанному в табл. 2 значению суммарного индекса).
7. Вычисляем эквивалентный уровень звука  , дБА, по формуле

  дБА.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ТРАМВАЕВ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
1. Определяют среднее значение измеренных уровней звука  , дБА, по формуле



где  - измеренные уровни звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);
n - число измеренных уровней звука.
2. Определяют среднее значение времени действия  , с, уровней звука   по формуле



где   - время действия, с, уровней звука    (графа 6 формы 5 приложения 1).
3. Определяют величину поправки  , дБА, по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука  .

Среднее значение времени действия
, с, уровней звука      3    4    5    6    7    8
Поправка
, дБА    -30,8    -29,5    -28,6    -27,8    -27,1    26,5

4. Определяют величину поправки 10  , дБА, где n - число измеренных уровней звука.
5. Эквивалентный уровень звука  , дБ, вычисляют по формуле



Пример расчета

На улице с преимущественным движением трамваев проведены измерения уровней звука и характеристик движения трамваев, результаты которых представлены в форме

Форма

Модель трамвая    Уровень звука
, дБА    Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном  , с    Длина трамвая
, м    Скорость движения трамвая
, м/с    Время действия
, с, уровня звука

1    2    3    4    5    6
Т-2    88    1,3    15    11,5    4,7
»    82    1,2    15    12,5    4,3
»    88    2,8    30    10,7    7,4
»    88    1,4    15    10,7    5,0
»    87    1,4    15    10,7    5,0
»    88    1,5    15    10,0    5,4
»    88    1,4    15    10,7    5,0
»    86    2,7    30    11,1    7,2
»    86    1,4    15    10,7    5,0
»    87    1,3    15    11,5    4,7
»    88    1,4    15    10,7    5,0
»    86    1,2    15    12,5    4,3
»    86    1,3    15    11,5    4,7
»    87    2,7    30    11,1    7,2
»    87    1,5    15    10,0    5,4
»    86    1,4    15    10,7    5,0
»    85    1,3    15    11,5    4,7
»    86    1,4    15    10,7    5,0
»    87    2,6    30    11,5    6,9
»    85    1,2    15    12,5    4,3

Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.
1. Определяем среднее значение измеренных уровней звука

дБА.

2. Определяем среднее значение времени действия уровней звука  

  с.

3. Определяем величину поправки по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука  

дБА.

4. Определяем величину поправки 10  . В рассматриваемом примере n=20.

10  =13 дБА.

5. Вычисляем значение эквивалентного уровня звука потока трамваев, которое округляем до целого числа

=86,6 - 28,4 + 13 + 3=74,2 дБА  74 дБА.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
1. Вычисляют эквивалентные уровни звука  , дБА, отдельных поездов по формуле



где  -  -й уровень звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);
  - продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов, с;
  - время проезда  -го поезда перед измерительным микрофоном, с (графа 3 формы 5 приложения 1);
  - скорость движения  -го поезда, м/с (графа 6 формы 5 приложения 1);
  - расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона, м; обычно  =25 м.
2. Эквивалентный уровень звука  , дБА, потока поездов определяют путем энергетического суммирования полученных эквивалентных уровней звука отдельных поездов,  , дБА, по формуле


или при помощи таблицы.

Разность двух складываемых эквивалентных уровней звука    0    1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    15    20
, дБА                                                    
Добавка к более высокому эквивалентному уровню звука, дБА    3,0    2,5    2,0    1,8    1,5    1,2    1,0    0,8    0,6    0,5    0,4    0,2    0,1

Сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы производится последовательно, начиная с максимального, в следующем порядке:
вычисляют разность двух складываемых эквивалентных уровней звука;
определяют добавку к более высокому из двух складываемых эквивалентных уровней звука по таблице в зависимости от полученной разности этих уровней;
производят сложение полученной добавки и более высокого из двух складываемых эквивалентных уровней звука.
Аналогичные действия производят с полученной суммой двух эквивалентных уровней звука и третьим уровнем и т. д.

Пример расчета

На участке территории, прилегающей к железной дороге, проведены измерения уровней звука и характеристик движения поездов, результаты которых представлены в форме. Продолжительность периода измерения составила 1 ч или 3600 с. Расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона равнялось 25 м.

Форма

Тип поезда    Уровень звука,  , дБА    Время проезда поезда перед измерительным микрофоном
, с    Время проезда головной частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м
, с    Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м
, с    
Скорость движения поезда
, м/с
1    2    3    4    5    6
Электропоезд    85    11,6    2,2    2,1    23,2
То же    83    11,9    2,2    2,2    22,7
«    82    15,5    2,9    2,9    17,5
«    88    9,3    2,0    2,1    24,4
«    82    13,4    2,4    2,6    20,0
Пассажирский    78    23,1    2,8    2,8    17,8
Электропоезд    79    16,2    3,0    3,0    16,7
То же    82    13,1    2,4    2,4    20,8
«    89    11,0    2,1    2,0    24,4
Грузовой    80    92,0    3,9    3,6    13,4
Электропоезд    78    17,6    3,2    3,4    15,2
То же    86    8,9    1,9    2,0    25,1

Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.
1. Вычисляем эквивалентные уровни звука  , дБА, отдельных поездов по формуле    



Так, например, эквивалентный уровень звука пассажирского поезда равен


  дБА

2. Полученные эквивалентные уровни звука располагаем в ряд по степени уменьшения:

64,2; 64,2; 62,5; 60,4; 60,4; 58,5; 58,5; 58,0; 57,9; 56,2; 55,9; 55,2.

3. Производим последовательное сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы, начиная с максимального. Вычисляем разность первого и второго эквивалентных уровней звука
64,2 - 64,2 =0.

По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к одному их них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 0, добавка составляет 3 дБА.
Произведем сложение полученной добавки и одного из складываемых эквивалентных уровней звука
64,2 + 3=67,2.

Вычисляем разность полученной суммы эквивалентных уровней звука и третьего эквивалентного уровня звука

67,2 - 62,5=4,7 дБА.

По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к более высокому из них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 4,7, добавка составляет 1,3 дБА. Производим сложение полученной добавки и более высокого из складываемых эквивалентных уровней звука

67,2 + 1,3=68,5 дБА.

Аналогичные действия производим с полученной суммой трех эквивалентных уровней звука и четвертым уровнем и т. д. В результате сложения эквивалентных уровней звука отдельных поездов получаем  значение эквивалентного уровня звука потока поездов, которое округляем до целого числа

=71,1 дБА  71 дБА.