Интернет-торговля: настоящее и будущее правового регулирования

Интернет-коммерция очень распространена во всем мире, в том числе и в Украине. Государство не оставляет попытки установить строгие рамки для отечественных предпринимателей, ведущих бизнес в Интернете. Уже приняты некоторые изменения в законодательство, а также готовятся соответствущие законопроекты.

Статистические  данные подтверждают, что обьемы электронного бизнеса возрастают во всем мире. Не отстает в этом процессе и наша страна. Интернет-торговля стала очень распространенной, главным образом, из-за определенного удобства, экономии времени и финансовых затрат. Создается большое количество интернет-магазинов, такой вид торговли выгоден как предпринимателям, которые могут вести бизнес в онлайн-режиме, так и потребителям, ведь товары и услуги, приобретенные через Интернет, очень часто намного дешевле, чем в обычных магазинах. С другой стороны, пытаясь получить максимум всевозможных отчислений, государство не оставляет попытки установить строгие рамки для предпринимателей, ведущих интернет-бизнес, в частности, торговый.

Нормативно-правовые акты     

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими  осуществление интернет-коммерции в Украине, являются:

• Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-IV;

• Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.1998 № 727/98;

• Закон Украины "О телекоммуникациях" от 18.11.2003г. № 1280-IV;

• Закон Украины "О защите персональных данных" от 01.06.2010 г. N 2297-VI;

• Постановление Кабинета Министров Украины от 25.05.2011 года № 616, которым утверждено Положение о Государственном реестре баз персональных данных и порядок его ведения;    

• Закон Украины "О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах" от 05.07.1994 № 80/94-ВР в редакции от 31.05.2005г. № 2594-IV;

• Закон Украины "О платежных системах и переводе денег в Украине" от 05.04.2001г. № 2346-III;

• Закон Украины "О ратификации  Конвенции о киберпреступности" от 07.09.2005 г. № 2824-IV;

• Закон Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" от 22.05.2003г. № 851-IV;

• Постановление НБУ "О внесении изменений  в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины  по вопросам регулирования выпуска  и оборота электронных денег" от 04.11.2010г. № 481;

• Правила Домена .UA от 27.05.2005 г.

Налогообложение 

На  сегодня подавляющее большинство интернет-предпринимателей ведут свой бизнес, используя упрощенную систему налогообложения. Так согласно переходным положениям действующего Налогового Кодекса Украины, относительно регулирования взимания единого налога действует вышеуказанный Указ Президента "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства".

Данным документом предусмотрено, что для субъектов малого предпринимательства - физических лиц ставку единого налога устанавливают местные советы по месту их регистрации, и составляет она (в зависимости от вида деятельности) от 20 до 200 грн в месяц.

Юридические лица могут самостоятельно выбрать ставки единого налога, предусмотренные Указом. Это, соответственно, 6 % суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты НДС, или 10 % суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения НДС в состав единого налога.

Даже  несмотря на периодические попытки  власти отменить или переформатировать "упрощенку", последняя остается одним из основных стимулов организации и ведения своего бизнеса, в том числе в сети Интернет.

Регистрация баз персональных данных 

Статьей 9 Закона "О защите персональных данных" устанавливается обязанность государственной регистрации баз персональных данных их владельцами путем внесения соответствующей записи уполномоченным государственным органом по вопросам защиты персональных данных в Государственный реестр баз персональных данных. Постановлением Кабинета Министров от 25.05.2011 года № 616 утверждено Положение о Государственном реестре баз персональных данных и порядок его ведения. Согласно указанного положения, ведения Госреестра осуществляет Государственная служба по вопросам защиты персональных данных начиная с 01.07.2011 года. В указанном Законе определены персональные данные как сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано, однако четко не прописано, какое именно количество информации требуется для идентификации личности, чтобы это считалось базой данных.

Это создает определенные проблемы в процессе выполнения такой нормы, ведь в Законе предусмотрена обязанность интернет-компании регистрировать базу персональных данных в случае, когда компания имеет такую базу. Администратором Реестра выступает государственное предприятие "Информационный центр" Министерства юстиции Украины, но в настоящее время нет прописанного механизма регистрации таких баз данных, а в соответствии с Положением о Государственном реестре баз персональных данных, доступ в этот реестр будет возможным только с 01.01.2012 года.

Несмотря  на это, предусмотрено усиление ответственности за нарушение  законодательства о защите персональных данных согласно Закону "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных" от 02.06.2011 года, которым дополнен Кодекс Украины об административных правонарушениях, в частности ст.ст. 188-39 и 188-40.

Так, за несообщение или несвоевременное сообщение субъекта персональных данных о его правах в связи с включением его персональных данных в базу персональных данных с целью сбора этих данных и  лиц, которым эти данные передаются, на граждан налагаются штрафы от 200 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан, а на должностных лиц, граждан - субъектов предпринимательской деятельности - от 300 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан.

В случае "несообщения или несвоевременного уведомления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам защиты персональных данных об изменении сведений, представляемых для государственной регистрации базы персональных данных" на граждан налагается штраф от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан, а на должностных лиц, граждан - субъектов предпринимательской деятельности - от 200 до 400 необлагаемых минимумов. Кроме того, уклонение от государственной  регистрации базы персональных данных влечет наложение штрафа на граждан  от 300 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан, а на должностных лиц, граждан - субъектов  предпринимательской деятельности - от 500 до 1000 необлагаемых минимумов. Несоблюдение установленного законодательством о защите персональных данных порядка защиты персональных данных в базе персональных данных, что привело к незаконному  доступу к ним, влечет наложение штрафа от 300 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Справедливости  ради стоит отметить, что проблематика работы с базами данных еще не коснулась  большинства предпринимателей, которые в той или иной мере аккумулируют информацию о своих клиентах. Государственной службой по вопросам защиты персональных данных сейчас активно разрабатывается документация и методики, на основании которой будут реализовываться требования упомянутого Закона.

Законопроекты в сфере интернет-бизнеса 

Поскольку в последнее время доля в экономике, принадлежащая интернет-торговле, стремительно растет - логично, что со стороны государства усиливается механизм регулирования данной сферы.

На  сегодняшний день специальное законодательство Украины относительно электронной коммерции отсутствует. Есть его отдельные составляющие, в частности, касающиеся электронной цифровой подписи и электронного документооборота.

В проекте Закона "Об электронной  коммерции" предлагается определение понятия электронной сделки, его формы и содержания, порядка заключения таких сделок. Статьей 12 указанного законопроекта предусмотрено акцептование оферты путем использования электронной цифровой подписи или аналога собственноручной подписи. Также электронная сделка заключенная в такой форме по своим правовым последствиям приравниваться к сделке заключенной в простой письменной форме, определенной Гражданским кодексом Украины. Не применяются нормы Закона к сделкам, для которых установлен специальный порядок перехода права собственности; сделкам, которые должны заключаться при участии органов или должностных лиц государственной власти; сделкам, требующим нотариального заверения или государственной регистрации, представительства лица перед судом; действиям, которые предусматривают операции с денежными ставками в азартных играх, включая лотереи и соглашения о пари.

Но для большинства интернет-предпринимателей, ведущих торговую деятельность, вопросы  электронной подписи и документооборота остаются "высшими материями", не имеющими отношения с реальностью.

В тоже время, для многих предпринимателей актуальным является судьба проекта Закона "О внутренней торговле", который одобрил Кабинет Министров Украины для передачи его на рассмотрение Верховной Радой. Данным законопроектом планируется ввести ряд изменений, в частности относительно государственного регулирования интернет-бизнеса. Так, в статье 5 указанного документа дистанционная торговля определяется как особая форма торговли и представляет собой форму продажи товаров вне торговых или другими помещениями с помощью средств связи, при которой выбор товара и его заказ не совпадают по времени с непосредственным его получением покупателем.

Статьей6такжепредусмотренаобязанностьсубъектовхозяйствования для осуществления  дистанционной торговли иметь стационарный объект торговли, то есть офисные и складские помещения. При этом, условия относительно того, кому именно нужно иметь офисы, а кому склады, а также минимальная площадь таких помещений, в законопроекте четко не прописаны. Однако, в ч.3 ст.9 проекта сказано, что осуществлять торговую деятельность на торговой площади более 400 кв. метров в магазинах могут только субъекты - юридические лица. Кроме этого, через 6 месяцев после вступления в силу данного Закона, интернет-продавцов, которые не выполняют предписаний данной нормы, планируют штрафовать.

Размеры штрафов предусмотрены п.2 ч.2 ст.24 законопроекта о внутренней торговле, где указано, что субъекты хозяйствования несут ответственность в случае нарушения требований указанного Закона за проведение торговой деятельности в форме сетевой или дистанционной торговли без наличия функционирующего объекта торговли - в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан. Полномочиями по наложению штрафов в соответствии с положениями статьи 20 проекта наделяется специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере внутренней торговли. В части 2 этой же статьи, среди прочих, данный орган наделен правами: давать субъектам хозяйствования сферы торговли обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений требований настоящего Закона, проверять у субъектов хозяйствования сферы торговли соблюдения требований настоящего Закона, беспрепятственно посещать и обследовать согласно закону любые производственные, складские, торговые и другие помещения этих субъектов, налагать на субъектов хозяйствования сферы торговли взыскания, предусмотренные статьей 24 настоящего Закона в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

В заключительных и переходных положениях этого законопроекта Кабинету Министров Украины предоставлено шестимесячный срок для приведения в соответствие законов Украины с настоящим Законом и принятие нормативно-правовых актов предусмотренных настоящим Законом.

Даже  с принятием данных законопроектов, фактически еще рано говорить о том, как повлияет вышеуказанные изменения на ведение интернет-бизнеса, как будут применять их на практике - покажет время.

Ясно  одно - государство намерено найти  способы контролировать интернет-торговлю, обьем которой возрастает с каждым годом. При этом, можно с большой долей уверенности сказать, что установление требований к интернет-магазинам, наряду с возможной ликвидацией упрощенной системы налогообложения, скорее всего приведет к сокращению числа легальных торговых площадок.

 

«ЮрЛига», ноябрь 2011г.