Премудрости электронной регистрации компании
Электронная государственная регистрация компаний практикуется во многих странах Европейского союза и уже показала свою высокую эффективность. Введение подобного механизма в Украине, несомненно, упрощает регистрацию предприятий, однако для этого следует знать несколько важных особенностей.

Государственный регистратор

Государственная регистрация является необходимым условием для осуществления любого вида предпринимательской деятельности в Украине (Закон от 07.02.91 № 698 "О предпринимательстве"). Для государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица представляются следующие документы:

- решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа о создании юридического лица (кроме частного предприятия). Если владельцев или уполномоченных ими органов два и больше, таким решением является учредительный договор, а также протокол учредительного собрания (конференции) в случаях, предусмотренных законом;

- устав, для создаваемой организационной формы предпринимательства;
- регистрационная карточка установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;

- документ, который удостоверяет уплату владельцем (владельцами) взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности в размере, предусмотренном законом;

- документ, удостоверяющий внесение платы за государственную регистрацию;

- при создании открытых акционерных обществ (кроме открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и / или корпоратизации) подается засвидетельствованный Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку отчет о последствиях подписки на акции.

Программа регистрации

Программу можно бесплатно скачать на сайте ГП "Информационно-ресурсный центр" (https://irc.gov.ua/ua/Elektronna-reiestratsiya.html ). Там же указаны правила использования этой программы.

Открыв программу, необходимо сначала создать регистрационный пакет документов (предусмотрены отдельные пакеты для физического лица и юридического лица). В рабочей области регистрационного пакета необходимо активировать раздел "Карта", в котором заполнить все поля, выделенные желтым цветом (так, по сути, будет заполнена регистрационная карточка). Далее следует перейти в раздел "Документы", в котором сначала выбрать вид прикрепляется документа, а затем - прикрепить соответствующий файл.

Файлы отсканированных документов должны иметь формат .Tif. Других требований к сканируемого документа пока не установлено, но они должны появиться вместе с утверждением Минюстом упомянутого приказа.

При сохранении данных проводится проверка правильности заполнения полей карточки. Если же ошибок нет, отображается окно "Считывание личного ключа", в котором необходимо также пройти процедуру считывания секретного ключа, используемого для подписания регистрационного пакета ЭЦП. В случае успешного подписания ЭЦП регистрационный пакет сохраняется в каталог в виде .Zip файла без "звездочки".

Отправка регистрационного пакета осуществляется со следующего адреса: https://reg.edr.org.ua/EdrRegService/. В случае успешной отправки документов внизу страницы отображается таблица результатов отправки и в ЕГР поступит электронное обращение (заявка) с соответствующими регистрационными данными. Сообщение о том, что документы получены госрегистратором, автоматически поступит заявителю тогда, когда регистратор откроет соответствующую заявку.

Расходы

Основные расходы связаны с необходимостью приобретения электронной цифровой подписи (ЭЦП), которым должны быть заверены электронные документы, представляемые для государственной регистрации. Купить его можно в центрах сертификации ключей. В "обычных" центрах можно приобрести услуги ЭЦП и обслуживание сертификатов ключей, а в аккредитованных центрах сертификатов ключей - ЭЦП с усиленными сертификатами ключей. Закон об электронной регистрации не выдвигает требований относительно засвидетельствования ЭЦП усиленным сертификатом ключей, а потому пока можно покупать и обычный ключ. Но в недрах Минюста сейчас разрабатывается проект представления и обращения электронных документов государственному регистратору, который требует проверки именно усиленного сертификата открытого ключа.

Передача сведений о государственной регистрации для постановки юридического лица на учет

Государственный регистратор в день государственной регистрации юридического лица обязан передать соответствующим органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины сведений из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации юридического лица.

Основанием для взятия юридического лица на учет в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины является поступление в эти органы сведений из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации юридического лица.

Следует знать

Документы, представляемые для проведения государственной регистрации юридического лица, определяет Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей". Представление учредителем (учредителями) или уполномоченным им (ими) лицом документов государственному регистратору для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица осуществляется на бумажных носителях без представления электронных документов.

В целом, такая процедура, несомненно, упрощает регистрацию предприятий, однако:

- не является совсем уж бесплатной;

- не снимает необходимости разработки и подготовки собственно регистрационных документов;

- все равно требует определенного времени на подготовку документов и заполнения карточек.

А потому лучше всего поручить ее прохождения профессионалам, имеющим соответствующий опыт и оборудование.

 

«ЮрЛига», 11.11.2011г.