Ударим штрафами по контрабанде

С 17 января 2012 года вступают в силу нормы Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации ответственности за нарушения в сфере хозяйственной деятельности)" (далее - Закон о гуманизации), которыми, среди прочего, декриминализируется контрабанда товаров. Декриминализация означает исключение данного правонарушения из списка уголовно наказуемых деяний, исчерпывающий перечень которых содержится в Особенной части Уголовного кодекса Украины (далее - УК).

Уголовно наказуемыми деяниями, согласно ст. 201 УК, после 17 января сего года будет считаться только перемещение через таможенную границу вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля культурных ценностей, отравляющих, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боевых боеприпасов к нему), а также специальных технических средств негласного получения информации. Как мы видим, контрабанда товаров с 17 января 2012 года исключена из диспозиции статьи Уголовного кодекса и больше не является уголовным преступлением.

Следует отметить, что такой подход нашего государства к контрабанде товаров не является украинским ноу-хау. Во многих странах Западной Европы контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, уже давно не является преступлением. Также, примером, страны, где недавно декриминализирована контрабанда товаров, является и наш главный стратегический партнер - Россия. В Российской Федерации закон, которым декриминализирована контрабанда товаров, вступил в силу и действует с декабря 2011 года.

 

Думаю, ошибочно будет полагать, что после декриминализации контрабанды товаров в Украине начнется "контрабандный бум" и повальное перемещение через таможенную границу множества товаров в обход таможенных процедур и обязательных платежей. К сожалению, именно такими идеями "пестрят" заголовки и тексты статей многих украинских деловых изданий. Считаю такой подход некоторых авторов скрытой формой вредительства нашим предпринимателям - субъектам внешнеэкономической деятельности и введения их в заблуждение относительно новых норм законодательства. У украинских экспортеров и импортеров может сложиться ложное впечатление о почти полной безнаказанности данного деяния после 17 января 2012 года. В данной статье мы попробуем указать на то, что после вступления в силу Закона о гуманизации ответственности за хозяйственные преступления, санкции за контрабанду товаров не только не уменьшатся, но и во многом даже возрастут. Да и от уголовной ответственности в случае с контрабандой товаров новый Закон о гуманизации полностью не освобождает. Приступим.

Во-первых. Как показала практика, контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, как правило, совершается в целях уклонения от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей(ввозных пошлин, НДС, акциза). Такие действия подлежат квалификации по совокупности правонарушений: и как контрабанда, и одновременно как уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), согласно ст. 212 УК. Именно на это обращается внимание в п. 11постановления Пленума Верховного Суда Украины от 03.06.2005 года № 8 "О судебной практике в делах о контрабанде и нарушении таможенных правил". Таким образом, импортер, которого «словили» на контрабанде, даже после декриминализации статьи о контрабанде товаров не сможет полностью защититься от неприятных последствий возбуждения уголовного дела, которое будет возбуждаться в этом случае не по 201, а по 212 статье УК. А значит, и от возможных следственных действий в рамках уголовного дела, таких как допросы, обыски, выемки, меры пресечения, очные ставки и др., импортер по-прежнему не защищен.

  

Также согласно п. 11 постановленияПленума Верховного Суда Украины от 08.10.2004 г. № 15 "О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей" контрабанда аналогично может быть сопряжена с мошенничеством с финансовыми ресурсами (ст. 222 УК). В тех случаях, когда служебное лицо предприятия предоставило таможенному органу заведомо неправдивую информацию с целью получения льгот по налогам (сборам, другим обязательным платежам), а после их незаконного получения использовало их как способ уклонения от уплаты налогов (сборов, других обязательных платежей), совершенное дополнительно квалифицируется в зависимости от размеров сумм налогов (сборов, других обязательных платежей), которые фактически не поступили в бюджеты или государственные целевые фонды. Если размер неоплаченных налогов (сборов, других обязательных платежей) равен или превышает 500, но является меньшим, чем 5000 необлагаемых минимумов доходов граждан, - по ч. 2 ст. 222 УК; а если он в 5000 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, - согласно ч. 3 ст. 212 и ч. 1 ст. 222 УК.

 

Указанные выше факты нашли подтверждение в сложившейся судебной практике Верховного Суда Украины и в ряде научно-практических комментариев к УК, подготовленных авторитетными украинскими учеными.

Во-вторых, если до 17 января 2012 года при контрабанде товара, стоимость которого меньше чем 470500 грн. (в 2011 году) или 536500 (в 2012 году), виновное лицо могло быть оштрафовано на суму от 8500 грн. до 17000 грн. без конфискации товара, то после вступления в силу Закона о гуманизации такое уже будет невозможно. Теперь на виновное лицо будет наложен штраф в размере 100 % от стоимости товара с обязательной конфискацией такого товара в доход государства. Если лицо привлекается к ответственности за контрабанду товаров повторно в течении года - сумма штрафа удваивается (и снова - с обязательной конфискацией товара). Примечательно, что подобные суровые санкции с 17 января наступают и в случае хранения, перевозки или приобретения товаров, ввезенных кем-то другим на таможенную территорию Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от такового. Причем конфискация таких товаров, транспортных средств в данном случае предусмотрена и у добросовестного приобретателя.

В-третьих, особое внимание следует обратить на нормы Таможенногокодекса Украины (далее - ТК), которые с 17 января предписывают в обязательном порядке (императивно и без исключений!) конфисковывать транспортные средства, которые использовались для перемещения товаров-непосредственных предметов нарушения таможенных правил через таможенную границу Украины. При этом речь в новой редакции ст. ст. 351, 352 ТК идет о любых транспортных средствах (авиационного, водного, железнодорожного, автомобильного транспорта), которыми перевозился контрабандный товар, даже о тех, которые не являются собственностью правонарушителя (п. 40 ст. 1, ч. 2 ст. 326 ТК) и не содержат в себе тайников для сокрытия в них контрабандных товаров. Данные нормы, по нашему мнению, противоречат положениям Конституции Украины и здравому смыслу.

Следует отметить, что норма о конфискации транспортного средства, которым перевозился контрабандный товар, отсутствовала и продолжает отсутствовать в оставшейся части статьи 201 УК. Таким образом, это нововведение является значительным ужесточением ответственности за контрабанду товара, которого раньше не было, а сейчас появилось в виде, более жестком, чем было до "гуманизации" указанной статьи Уголовного кодекса.

 

Считаем, что данная норма, как уже упоминалось выше, противоречит положениям ч. 2 ст. 61 Конституции, где сказано, что юридическая ответственность в Украине имеет индивидуальный характер. То есть за правонарушение, совершенное одним лицом, не может нести юридическую ответственность другое (невиновное) лицо. В нашем случае за контрабанду, совершенную импортером, не может нести имущественную ответственность (в виде конфискации его транспортного средства) ни в чем не повинный владелец транспорта, который, как правило, ни импортером, ни владельцем груза не является и не заинтересован в результатах контрабанды. Учитывая то, что согласно ч. ч. 2, 3 ст. 8 Основного закона Конституция Украины имеет высшую юридическую силу и все нормативно-правовые акты должны соответствовать ей, а также то, что нормы Конституции являются нормами прямого действия, право ссылаться на них при обращении в суд является гарантированным, - существует высокая вероятность признания неконституционными этих положений Таможенного кодекса. Нашлись бы заинтересованные лица оспорить указанные нормы в Конституционном Суде, думается, что вероятность их успеха была бы очень высока.

Кроме указанного выше, считаем несправедливым тот факт, что за умышленные действия по сокрытию товаров от таможенного контроля, к примеру, с использованием специально изготовленных хранилищ (тайников), и за простую ошибку, неумышленно допущенную в таможенной декларации, нормами ТК предусмотрены одинаково суровые санкции.

Проанализировав все вышесказанное, приходим к выводу, что ответственность за контрабанду товаров в результате вступления в силу Закона о гуманизации никак не уменьшилась. Размер финансовых санкций значительно увеличился, добавилась обязательная конфискация товаров и транспортных средств, с помощью которых осуществлялась их перевозка, а от уголовной ответственности, учитывая приведенные выше разъяснения Пленума Верховного Суда Украины, уйти полностью не удастся. Делаем вывод, что государство продолжает увеличивать санкции в областях, связанных с наполнением бюджета, и ни о каких послаблениях, и уменьшении ответственности за контрабанду товаров в Украине говорить сейчас не приходится.

 

 

"ЮРИСТ & ЗАКОН" от 17.01.2012, № 03