Административная реформа : Указ Президента

Вслед за судебной и налоговой реформами, а также реформой исполнительного производства достаточно быстро нагрянула еще одна - административная. Ночью 9 декабря Президент подписал Указ №1085/2010 "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" (далее - Указ), очень серьезно изменивший структуру министерств и других органов исполнительной власти.

Теперь Кабинет Министров будет состоять из Премьер-министра, Первого вице-премьер-министра, трех вице-премьер-министров и 11 министров. При этом Первый вице-премьер-министр и три вице-премьер-министра будут совмещать должности вице-премьеров с управлением конкретными министерствами, которых теперь останется 16 из 20. Количество членов правительства вследствие совмещения должностей вице-премьерами уменьшится с 26 до 17.

Пока это единственный очевидный результат реформы. Что же касается остальных органов исполнительной власти, то здесь ситуация намного запутаннее. До издания Указа в Украине существовали:

  • 21 государственный комитет и приравненные к ним центральные органы исполнительной власти;
  • 19 центральных органов исполнительной власти со специальным статусом;
  • 44 правительственных органа государственного управления;
  • 31 орган, относящийся к другим органам исполнительной власти.

Итого: 115 структур в системе исполнительных органов власти.

Меньше всего административная реформа затронула последнее «сословие» госорганов. Только три из них (Фонд государственного имущества, Антимонопольный комитет, Государственный комитет по вопросам телевидения и радиовещания) изменили свой статус, став центральными органами со специальным статусом.

Ликвидировано Указом было всего 5 госорганов:

  • Государственный комитет по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору;
  • Высшая аттестационная комиссия;
  • Украинский институт национальной памяти;
  • Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства;
  • Государственный комитет по делам национальностей и религий.

Создано – 15:

  1. Государственная инспекция сельского хозяйства.
  2. Государственное агентство по вопросам кино.
  3. Государственная служба морского и речного транспорта.
  4. Государственная служба связи.
  5. Государственная авиационная служба.
  6. Государственная автотранспортная служба.
  7. Государственная инспекция техногенной безопасности.
  8. Государственное агентство по вопросам управления зоной отчуждения.
  9. Государственная служба интеллектуальной собственности.
  10. Государственная служба молодежи и спорта.
  11. Государственная экологическая инспекция.
  12. Государственная инспекция по вопросам труда.
  13. Государственная служба по вопросам защиты персональных данных.
  14. Государственная служба по вопросам противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и социально опасным болезням.
  15. Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности.

2 госоргана были переименованы:

  • Государственный комитет ядерного регулирования Украины в Государственную инспекцию ядерного регулирования Украины;
  • Национальное космическое агентство Украины в Государственное космическое агентство Украины.

Путем разнообразных реорганизаций образовано еще 27 государственных служб, агентств и инспекций. Еще 9 госорганов оставили без изменений.

Итого путем издания Указа образовано: 28 служб, 13 агентств и 7 инспекций, 5 иных центральных органов и 3 органа со специальным статусом. В сумме – 56 центральных органов исполнительной власти.

Казалось бы, уменьшение в два раза! Но, во-первых, вспоминаем о 28 других органах исполнительной власти, которые админреформа никак не затронула и не могла затронуть (СБУ, ВСЮ, РНБО, ГКЦБФР и проч.). Итого уже 84 госоргана.

Во-вторых, в Указе ни словом не упомянули еще о как минимум 40 государственных органах! И них 5 центральных органов исполнительной власти со специальным статусом:

  • Государственная судебная администрация;
  • Главное управление государственной службы;
  • Государственный комитет ядерного регулирования;
  • Национальная комиссия регулирования связи;
  • Национальная комиссия регулирования электроэнергетики.

Итого: 89 центральных органов исполнительной власти.

В третьих, еще минимум 35 правительственных органов управления. Минимум – потому что о 9 правительственных органах управления в Указе упоминается, но только в контексте передачи их полномочий вновь созданным органам исполнительной власти.

Президент не имел полномочий по ликвидации этих правительственных органов, а потому и оставил этот вопрос на рассмотрение Кабмина. Правда, при этом он посоветовал ликвидировать правительственные органы в системе центральных органов исполнительной власти. Сколько из них в итоге ликвидируют – покажет время. Пока же «на бумаге» в Украине существует 134 государственных органа! То есть на 19 органов больше, чем было.

Даже если предположить, что все 44 правительственных органа управления будут ликвидированы, войдут в состав новообразованных служб и/или министерств, все равно цифра остается внушительной – 89 центральных органов власти(не считая министерств)! Конечно, это на целых 26 органов или на 22 % меньше, но все равно достаточно много (к тому же не факт, что все эти органы исчезнут).

Да и полномочия большинства этих структур никуда не денутся, перекочевав в другие органы и структуры. Ведь распределение сфер ответственности между министерствами, службами, агентствами и инспекциями до конца не изменилось. Проектом Указа предусматривалось, что министерства будут заниматься исключительно регуляторной деятельностью, службы – реализацией государственной политики, агентства – управлением объектами государственной собственности, инспекции – контролем. Но в самом Указе речь об этом не идет.

Сокращение штата чиновников, которое предусматривает Указ, вполне возможно, действительно произойдет, и более 30 % из них действительно окажутся без работы. Только выиграет ли от этого государство – еще вопрос. С одной стороны, количество чиновников действительно зашкаливало и многие из них дублировали полномочия друг друга. С другой – сокращение числа чиновников при оставлении за госорганами существующих полномочий потребует либо повышения нагрузки на оставшихся (что может усложнить доступ граждан и юридических лиц к ним для реализации законных прав), либо скорого его обратного увеличения (что сведет цель уменьшения расходов госбюджета на нет).

По материалам издания «Юрист и Закон» (ligazakon.ua)