Административная реформа : Указ Президента |
Вслед за судебной и налоговой реформами, а также реформой исполнительного производства достаточно быстро нагрянула еще одна - административная. Ночью 9 декабря Президент подписал Указ №1085/2010 "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" (далее - Указ), очень серьезно изменивший структуру министерств и других органов исполнительной власти. Теперь Кабинет Министров будет состоять из Премьер-министра, Первого вице-премьер-министра, трех вице-премьер-министров и 11 министров. При этом Первый вице-премьер-министр и три вице-премьер-министра будут совмещать должности вице-премьеров с управлением конкретными министерствами, которых теперь останется 16 из 20. Количество членов правительства вследствие совмещения должностей вице-премьерами уменьшится с 26 до 17. Пока это единственный очевидный результат реформы. Что же касается остальных органов исполнительной власти, то здесь ситуация намного запутаннее. До издания Указа в Украине существовали:
Итого: 115 структур в системе исполнительных органов власти. Меньше всего административная реформа затронула последнее «сословие» госорганов. Только три из них (Фонд государственного имущества, Антимонопольный комитет, Государственный комитет по вопросам телевидения и радиовещания) изменили свой статус, став центральными органами со специальным статусом. Ликвидировано Указом было всего 5 госорганов:
Создано – 15:
2 госоргана были переименованы:
Путем разнообразных реорганизаций образовано еще 27 государственных служб, агентств и инспекций. Еще 9 госорганов оставили без изменений. Итого путем издания Указа образовано: 28 служб, 13 агентств и 7 инспекций, 5 иных центральных органов и 3 органа со специальным статусом. В сумме – 56 центральных органов исполнительной власти. Казалось бы, уменьшение в два раза! Но, во-первых, вспоминаем о 28 других органах исполнительной власти, которые админреформа никак не затронула и не могла затронуть (СБУ, ВСЮ, РНБО, ГКЦБФР и проч.). Итого уже 84 госоргана. Во-вторых, в Указе ни словом не упомянули еще о как минимум 40 государственных органах! И них 5 центральных органов исполнительной власти со специальным статусом:
Итого: 89 центральных органов исполнительной власти. В третьих, еще минимум 35 правительственных органов управления. Минимум – потому что о 9 правительственных органах управления в Указе упоминается, но только в контексте передачи их полномочий вновь созданным органам исполнительной власти. Президент не имел полномочий по ликвидации этих правительственных органов, а потому и оставил этот вопрос на рассмотрение Кабмина. Правда, при этом он посоветовал ликвидировать правительственные органы в системе центральных органов исполнительной власти. Сколько из них в итоге ликвидируют – покажет время. Пока же «на бумаге» в Украине существует 134 государственных органа! То есть на 19 органов больше, чем было. Даже если предположить, что все 44 правительственных органа управления будут ликвидированы, войдут в состав новообразованных служб и/или министерств, все равно цифра остается внушительной – 89 центральных органов власти(не считая министерств)! Конечно, это на целых 26 органов или на 22 % меньше, но все равно достаточно много (к тому же не факт, что все эти органы исчезнут). Да и полномочия большинства этих структур никуда не денутся, перекочевав в другие органы и структуры. Ведь распределение сфер ответственности между министерствами, службами, агентствами и инспекциями до конца не изменилось. Проектом Указа предусматривалось, что министерства будут заниматься исключительно регуляторной деятельностью, службы – реализацией государственной политики, агентства – управлением объектами государственной собственности, инспекции – контролем. Но в самом Указе речь об этом не идет. Сокращение штата чиновников, которое предусматривает Указ, вполне возможно, действительно произойдет, и более 30 % из них действительно окажутся без работы. Только выиграет ли от этого государство – еще вопрос. С одной стороны, количество чиновников действительно зашкаливало и многие из них дублировали полномочия друг друга. С другой – сокращение числа чиновников при оставлении за госорганами существующих полномочий потребует либо повышения нагрузки на оставшихся (что может усложнить доступ граждан и юридических лиц к ним для реализации законных прав), либо скорого его обратного увеличения (что сведет цель уменьшения расходов госбюджета на нет). По материалам издания «Юрист и Закон» (ligazakon.ua) |