Если подзаконный акт устанавливает новые нормы, которых нет в законах, он подлежит отмене

Саботажем налоговой администрации называет Вице-премьер-министр - Министр социальной политики Украины Сергей Тигипко увеличение количества статей налоговой отчетности и обещает в ближайшее время это исправить. Об этом он заявил сегодня, отвечая на вопросы в ходе Украинского экономического саммита.

Из указанного сообщения не совсем ясно, отчетность по какому налогу имеет в виду Сергей Тигипко.

Однако недавно Комитет ВР Украины по вопросам финансов; банковской деятельности; налоговой и таможенной политики в своем письме от 18 марта 2011 года № 04-39/38 сообщил о том, что форма Налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, утвержденная приказом ГНАУ от 31 января 2011 года № 58 не соответствует требованиям Налогового кодекса.

В частности, Комитет отметил, что вместо трех показателей, предусмотренных для этой декларации в Налоговом кодексе, ГНАУ в новой форме предусмотрела 15 таких показателей.

Действительно, согласно подпункту "д" пункта 176.2 ст. 176 НК, предусмотрено отражение в декларации таких показателей:

  • суммы доходов, начисленных в пользу налогоплательщика;
  • общие суммы налога, удержанного с этих доходов;
  • объемы перечисленного налога в бюджет.

В то же время, ГНС предусмотрела 15 показателей вместо трех. Часть из них скорее конкретизируют положения НК, чем вводят новые нормы права, и в этом вряд ли можно усмотреть расширение подзаконным актом норм Кодекса (например, информация о налоге, начисленном на доходы, но не перечисленном в бюджет в связи с невыплатой доходов). Однако и тут, конечно, вопрос спорный.

Но вот часть показателей, действительно, не согласуется с нормами НК. Например, ГНАУ требует раскрывать информацию о сумме задолженности по зарплате на первое число месяца, следующего за отчетным.

К сожалению, по сей день не принят закон о нормативно-правовых актах, которым были бы регламентированы правила установления правовых норм законами и подзаконными актами, а также иерархия законодательства. Сейчас эти правила существуют только в теории, согласно которой подзаконные акты принимаются на основе законов и должны им соответствовать. При этом, такие акты не могут устанавливать новых норм права, а должны лишь конкретизировать нормы, установленные в законах и Конституции.

Впрочем, некоторые существующие правовые нормы, пусть и не прямо, но все же устанавливают эти правила. Например, согласно Положению о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти, госрегистрация акта включает в себя обязательное проведение правовой экспертизы, предметом которой является проверка акта на соответствие Конституции и законам, а также международным актам.

Правда, очень часто на практике имеют место случаи, когда нормативно-правовые акты, расширяющие нормы законодательства, или вообще устанавливающие новые нормы, все же проходят госрегистрацию. Собственно, вероятнее всего так и случилось с упомянутым выше приказом ГНАУ. Тем не менее, такие акты подлежат приведению в соответствие с нормами законов. Причем инициировать отмену незаконного нормативного акта может даже сам налогоплательщик, обратившись в административный суд в порядке административного судопроизводства (см., в частности, положения ст. 6 КАС).

Источник: ligazakon.ua