|  ГОСТ Р 22.1.01-95 
                                                Государственный стандарт Российской Федерации
 Безопасностьв чрезвычайных ситуациях
 Мониторинг и прогнозирование
 Основные положения
 Предисловие
 1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
 2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 г. № 560
 3. Введен впервые
 Содержание
 1. Область применения
 2. Нормативные ссылки
 3. Определения и сокращения
 4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС
 5. Требования к нормативному обеспечению
 6. Требования к метрологическому обеспечению
 ГОСТ Р 22.1.01-95
 
                                                Государственный стандарт Российской Федерации
 Безопасность в чрезвычайных ситуацияхМониторинг и прогнозирование
 Основные положения
 Safety in emergencies.
 Monitoring and forecasting.
 
                                                Basic principles
 Дата введения 1997–01–01 1. Область применения
 Настоящий стандарт устанавливает основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды (далее – мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы.
 Положения стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.
 2. Нормативные ссылки
 В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
 ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
 ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
 ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
 ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий
 ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения
 ГОСТ 28906-91 Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель
 3. Определения и сокращения
 3. 1. В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:
 3.1.1. мониторинг окружающей среды – по ГОСТ Р 22.1.02.
 3.1.2. прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС – по ГОСТ Р 22.1.02.
 3.1.3. метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
 4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС
 4.1. Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:
 – организационной структуры;
 – общей модели системы, включая объекты мониторинга;
 – комплекса технических средств;
 – моделей ситуации (моделей развития ситуаций);
 – методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;
 – информационной системы.
 4.1.1. Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:
 – природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06;
 – биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04;
 – техногенных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05;
 – чрезвычайных ситуаций в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения.
 4.1.2. Организационная структура в общем случае включает в себя:
 – орган управления системы мониторинга соответствующего уровня (по 4.2);
 – службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);
 – службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека;
 – службу технического обеспечения деятельности системы.
 4.1.3. Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:
 – обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров;
 – обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации ( в соответствии с моделью ЧС).
 4.1.4. Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать:
 – общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления;
 – комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;
 – критерии принятия решений.
 Примечание – При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также перечень источников ЧС и механизм их взаимодействия.
 4.1.5. Методы наблюдения и контроля должны содержать:
 – описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;
 – значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;
 – режим наблюдений- непрерывный или периодический;
 – точность измерений наблюдаемых параметров;
 – правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления.
 4.1.6. Методы прогнозирования ЧС включают:
 – описание прогнозируемых процессов, явлений;
 – перечень исходных данных для прогнозирования;
 – правила оценки репрезентативности исходных данных;
 – алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению;
 – перечень выходных данных.
 4.1.7. Информационная система мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.
 Система должна строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами.
 Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ абонентам.
 Информационная система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение.
 4.2. В зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга:
 – глобальный;
 – национальный;
 – региональный;
 – местный;
 – локальный.
 Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.
 5. Требования к нормативному обеспечению
 5.1. Нормативное обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС включает:
 – законодательные акты;
 – нормативные документы по стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты;
 – нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного управления.
 5.2. Объектами нормативного обеспечения являются элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3.
 5.3. В состав комплекса нормативных документов мониторинга включают документы, действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости установить специфические требования.
 6. Требования к метрологическому обеспечению
 6.1. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в целях получения результатов измерений и контроля, использование которых исключает или сводит к допустимому уровню риск принять неправильное решение или получить неверный управляющий сигнал в системах управления.
 6.2. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС должно быть основано на положениях Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательных актах, стандартах и других нормативных документах Государственной системы обеспечения единства измерений.
 6.3. Номенклатура измеряемых величин должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на основе создания моделей ситуации (моделей развития ситуации).
 6.4. Требования к точности изменений устанавливают, исходя из необходимости исключения или снижения до допустимого уровня риска принять неправильное решение о развитии ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве нормальных (фоновых), допустимых и критических.
 |