Практика перехода на новые правила "упрощенки"

"Первая волна" перехода на новый единый налог в 2012 году прошла достаточно ощутимо для налогоплательщиков: практическое применение "свежих" правовых норм заставило заявителей поспешить и немного поволноваться.

Во-первых, было заметно, что поджимали сроки: по общему правилу, чтобы стать плательщиком единого налога уже в первом квартале, нужно было подать заявление об использовании упрощенной системы налогообложения (далее - заявление) до 25 января. Это при том, что приказ Министерства финансов № 1675 о форме и порядке подачи заявления, а также расчета дохода за предыдущий календарный год был официально опубликован только 30 декабря 2011. Времени не так уж мало, но количество вопросов от налогоплательщиков и напряжение налоговых органов по этому поводу выразилось в продлении часов работы налоговых инспекторов (в том числе и на выходные дни) и повторяющихся семинаров на тему единого налога.

По результатам на сегодняшний день пресс-служба Государственной налоговой службы Украины говорит об 1 млн. 089 тыс. физических лиц, которые успели подать заявление об использовании упрощенной системы налогообложения до 25 января (что немного больше, чем в прошлом году). При этом около 59 % лиц выбрали вторую группу, около 24 % - первую и около 17 % - третью группу плательщиков единого налога. Сводные данные о юридических лицах пока не афишируются.

Тем, кто не успел перейти на единый налог, подав заявление до 25 января, придется подождать: они смогут совершить заветный переход на упрощенную систему со второго квартала 2011 года, подав заявление не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала. Но в этом правиле есть исключения:

• Физические лица - предприниматели, которые подадут заявление до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация, и выберут первую или вторую группу плательщиков единого налога, считаются плательщиками единого налога с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором выписано свидетельство плательщика единого налога.

• Физические лица - предприниматели и юридические лица, которые подадут заявление до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация, и выберут третью (только для физических лиц) или четвертую группу плательщиков единого налога, считаются плательщиками единого налога со дня их государственной регистрации.

При этом предпринимателям нужно учитывать, что решение о переходе на упрощенную систему налогообложения разрешено принимать один раз в течение календарного года. Так, одной из трех причин отказа в выдаче свидетельства единого налога является подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения более одного раза в течение календарного года.

Второй заметной особенностью применения новых правил упрощенной системы налогообложения стали сложности с заполнением и подачей документов. Если искать на стенах помещений налоговых органов инструкции о том, в каком кабинете их ждут и по каким вопросам, а также преодолевать сложности, чтобы попасть (или хотя бы дозвониться) к своему налоговому инспектору, многие налогоплательщики уже привыкли, то бланки заявлений пришлось осваивать заново.

Бланк заявления об использовании упрощенной системы налогообложения не представляет особой сложности, но учитывая новизну правил, достаточно строгие требования к заполнению подобных документов, а также обязательное применение вновь созданными лицами КВЭД-2010, некоторые вопросы возникали. Именно такие выводы напрашивались при наблюдении некоторого хаоса среди посетителей налоговых инспекций, стократно повторяющихся простых вопросов «куда и что подавать» и телефонных разговоров типа "тут в заявлении нужно выбрать какую-то группу, ты что-то об этом знаешь?".

Что касается КВЭД-2010, то бланк заявления ясно указывает на то, что выбранные виды деятельности нужно указывать в соответствии с КВЭД-2005. В то же время созданные в 2012 году лица при регистрации указывают виды деятельности уже по КВЭД-2010. Вопрос о выходе из такой ситуации можно задать своему налоговому инспектору, но из имеющейся практики видно, что в заявлении указываются те виды деятельности, которые перечислены в справке ЕГРПОУ.

Для физических лиц - предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в 2012 году, КВЭД-2010 принес еще одну неприятную особенность, усложняющую не только регистрацию плательщиком единого налога, но и весь процесс регистрации. Дело в том, что в связи со вступлением в силу нового КВЭД-2010 технические неполадки не позволили налоговым органам (как и органам статистики и Пенсионного фонда) в определенные сроки выдать документы, подтверждающие регистрацию лица. В случае с единым налогом это означало невозможность заполнить заявление об использовании упрощенной системы налогообложения, поскольку последнее содержит требование указать номер и дату регистрации в органе налоговой службы. Вопрос может решиться путем «ручной» регистрации лица в налоговых органах: подачи формы 1-ОПП, копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, копии паспорта и кода директора.

Стоит обратить внимание на то, что налоговый инспектор может попросить не только бланк заполненного заявления и расчет дохода за предыдущий календарный год, но и некоторые другие документы (например, копию свидетельства ЕГРПОУ и паспорта директора). Обязанность заявителя предоставить эти документы вместе с заявлением ни в Налоговом кодексе, ни в приказе Министерства финансов № 1675 обнаружить не удалось. Если указанных документов с собой не имеется, то это не может быть причиной отказа в принятии заявления.

Неожиданной сложностью перехода на упрощенную систему налогообложения в январе 2012 года стало отсутствие новых бланков свидетельства плательщика единого налога. То есть не работала не только норма о выдаче такого свидетельства в день подачи заявления новыми физическими лицами - предпринимателями и юридическими лицами, но и норма о десяти календарных днях выдачи свидетельства всем остальным заявителям. Это особенно настораживает, учитывая привязку к дате выписки свидетельства для первой и второй групп плательщиков единого налога при определении даты перехода на единый налог. При этом опрошенные налоговые инспектора утверждают, что задержка со свидетельствами не нарушит прав налогоплательщиков.

ФЛП и "население"

Очевидно, что будучи ФЛП или находясь на общей системе налогообложения, физическое лицо не может быть лишено права быть участником гражданских правоотношений - человеком. Следовательно, став предпринимателем, человек не лишается права выступать в отношениях с третьими лицами именно как физическое лицо, а не только как предприниматель.

Тем не менее нужно различать услуги, которые предоставляются человеку как физическому лицу, и услуги, которые предоставляются предпринимателю в ходе его хозяйственной деятельности. Различить их можно, например, по формальному признаку: при получении услуги лицо либо будет, либо не будет учитывать услугу в книге учета доходов и расходов (варианты с нарушением порядка заполнения книги учета не принимаем во внимание). В первом случае - услуга будет оказана ему как предпринимателю, во втором - как физическому лицу, «населению».

Такая позиция просматривается и в определении групп единого налога в ст. 291.4 Налогового кодекса: очерчивая круг деятельности второй группы, законодатель отдельно называет оказание бытовых услуг и населению, и плательщикам единого налога. В то же время при определении деятельности первой группы упоминаются только услуги населению.

Так что, с одной стороны, ФЛП и самозанятые лица остаются "населением", но когда они действуют как предприниматели, они не входят в круг лиц, которым могут оказывать бытовые услуги плательщики первой группы единого налога.

 

 

"ЮРИСТ & ЗАКОН" от 07.02.2012, № 06